Уведомления
Уведомления
9 7 м/с

Бренд BUTS8: как красноярский дизайнер одежды засветилась на Неделе моды в Париже и вышла на мировой рынок

Александр Ибрагимов
678

Вера Буц — дизайнер и создатель бренда женской одежды BUTS8, который она запускала как дело для души и который со временем перерос в семейный бизнес. «Проспект Мира» совместно с «Мастерами России» поговорил с Верой о том, с чего всё начиналось, как к ее делу присоединился муж и как попасть на Парижскую неделю моды.

Как-то в начале 2016 года Вера Буц смотрела матч южнокорейского волейбольного клуба «Урикард», в котором играл ее муж Александр. Волейболист выступал под восьмым номером, и на задней стороне майки у него была надпись «Buts 8». «Я тогда подумала: черт возьми, какое крутое название для бренда!» — вспоминает Вера, которая к тому моменту уже твердо решила стать дизайнером одежды. 

Со слов Веры, дизайном она увлеклась еще в детстве, когда ходила в художественную школу. «Вдобавок в моем маленьком городке был магазин, в котором продавались винтажные коллекции Ив Сен-Лорана и других дизайнеров, очень красивые вещи, — добавляет она. — Я приходила, любовалась, смотрела вышивку, обработку. После седьмого класса мама начала одевать меня там. Образы были необычные, я видела, как реагируют на меня окружающие, — и тогда поняла, что на человека, который серьезно подходит к формированию своего образа, люди обращают гораздо больше внимания».

После школы Вера приехала в Красноярск поступать в институт на дизайнера одежды. Однако иногородних на это направление не брали, поэтому в итоге девушка пошла учиться на пиарщика. После учебы Вера работала в волейбольном «Енисее», где познакомилась с будущим мужем — он играл там диагональным нападающим. Профессия спортсмена была связана с постоянными переездами: помимо Красноярска и Южной Кореи Александр успел поиграть в командах Тюмени, Екатеринбурга, Нижневартовска и Москвы. Именно в Москве к Вере вернулась любовь к моде и появилось желание начать свое дело, вспоминает она. Пока Александр играл в волейбол, Вера училась шить: записалась на курсы, смотрела видеоуроки. 

Инстаграм и «Каменка» 

Свою первую коллекцию начинающий дизайнер отшила в 2016 году в Красноярске, куда они с мужем вернулись во время его отпуска. «Тогда начал развиваться инстаграм, — рассказывает Вера Буц. — Мы отсняли одежду, выставили фото в инстаграме, и она быстро разлетелась — мои подруги, подруги моих подруг разобрали первую коллекцию. Я поняла, что на правильном пути. Когда я запускалась, то ориентировалась на себя: хотелось создавать одежду, которая нравилась бы мне, в которой я бы вышла куда-то, поехала отдыхать. Я хочу, чтобы одежда, которую я делаю, была эксклюзивной, с различными деталями, с ручной работой, чтобы человек в ней выделялся».

Делать первые шаги Вере помогали лучшая подруга Светлана Бурзина и муж Александр. Александр, в свою очередь, предоставил стартовые 60 тысяч рублей, на которые Вера приобрела оверлок и ткань.

«Конечно, я не сразу поняла, как всё работает, никто меня бизнесу не учил, — признается дизайнер. — Сначала я сняла офис, потом отдавала отшивать одежду на аутсорс. Долго искала команду, пока меня не устраивало качество работы». Вскоре проект BUTS8 обосновался в культурном пространстве «Каменка», которое предоставляет в аренду площади стартаперам. Вера Буц сняла там помещения на двух этажах под цех и студию. Поначалу шились маленькие партии одежды, по 10-12 вещей в единичных экземплярах: «Люди приезжали к нам на производство, там можно было всё примерить, подогнать по размеру».

Свой магазин

Через полтора года в «Каменке» Вере стало тесно, и она решила открыть также свой магазин в центре города. «Боялась, что одна я не потяну, поэтому требовалось с кем-то кооперироваться», — рассказывает она. В Красноярске дизайнер одежды встретила еще трех коллег, которым негде было выставляться. Вместе они нашли бывший офис стоматологии напротив речного вокзала на набережной города. 

«У нас был месяц арендных каникул, чтобы быстренько навести красоту», — вспоминает Вера. Бюджет имелся ограниченный — 500 тысяч рублей на четверых, поэтому ремонт делали своими силами. В октябре 2017 года на набережной открылась студия одежды красноярских дизайнеров «Эпоха». Изделия у всех были разные, рассказывает Буц: кто-то шил трикотаж, кто-то — базовую одежду. «Эпоха» просуществовала только около полугода: «Постепенно остальные соарендаторы уходили. Кто-то просто ушел, кто-то открыл другой бизнес — кажется, все перестали заниматься пошивом одежды». 

Оставшись без партнеров по аренде, Вера Буц решила перезапустить магазин как монобрендовую точку BUTS8. Она открылась в мае прошлого года, на ребрендинг и новый ремонт помещения ушло еще около полумиллиона рублей. С работами в помещении помогал муж Александр. «Несколько дней во время ремонта он здесь просто жил», — вспоминает его жена.

Семейный подряд 

Александр Буц в какой-то момент стал полноправным партнером жены по бизнесу. Поспособствовала этому профессиональная травма, из-за которой пару лет назад ему пришлось покинуть спорт. «Была серьезная операция, после которой карьеру еще можно было продолжать, — объясняет Вера. — Но мы решили, что еще одна травма — и проблемы для здоровья были бы уже серьезнее, и не стали рисковать».

В первое время после того, как муж завязал со спортивной карьерой, она немного испугалась за будущее: «Для меня мой проект поначалу являлся чем-то вроде экспириенса, эксперимента, дела для души. Когда я только запускалась, страшно не было, потому что за плечами был Саша, который всегда подстраховывал. Но травма повлияла на отношение к нашему бренду и бизнесу — мы поняли, что на это нужно делать упор, что это будет приносить деньги».

Александр занимается сайтом BUTS8, закупками, статистикой и общением с клиентами, а также фотографирует. Как говорит Буц, ее муж — потомственный волейболист и раньше с модой и дизайном никак связан не был: «Когда мы познакомились, он был в спортивном костюме и кроссовках. Только сейчас он всем этим увлекся». Помимо него, с бизнесом помогает и мама Веры — она делает плетеные и вязаные вещи, вышивку и несколько дней в неделю работает как стилист-консультант в студии. «У нас семейный подряд, семейный бизнес, — соглашается Вера Буц. — Дочери сейчас четыре, и она уже спрашивает: «Мама, когда ты возьмешь меня на работу?»

«В Китае уже подделывают»

Всего в BUTS8, по подсчетам Веры, сейчас заняты 17 человек: сами Буцы, восемь портных, начальник производства, фотограф, стилист и помощник, а также две штатные модели. Кроме локаций в «Каменке» и на набережной BUTS8 работает как интернет-магазин и представлен в московском шоуруме «Грузины in Moscow». В ближайшие полгода Вера и Александр хотят запустить собственный магазин в Москве. 

Под маркой BUTS8 сейчас каждый месяц производится по 80-100 единиц одежды, рассказывает Вера Буц. Несколько вещей делаются в штучных экземплярах, но большинство — это размерный ряд. С открытием московского магазина масштабы, по словам дизайнера, вырастут в разы, поэтому она планирует нанять еще четырех-пятерых швей. Производство при этом останется в Красноярске. 

Ткани закупаются у поставщиков, которые привозят их из Италии, но в будущем в BUTS8 планируют работать с итальянскими производителями напрямую. Закупочные цены, по словам Буц, сильно разнятся в зависимости от качества — метр ткани может стоить от тысячи до десяти тысяч рублей. Какого-то лимита на ткань в бюджете нет, поясняет Вера: «Если что-то мне нравится, но стоимость выходит за бюджет, мы всё равно это покупаем. Потому что я сразу вижу, какую вещь смогу сделать, и понимаю, что почти сразу смогу ее реализовать». 

На готовую одежду цены варьируются от 10 до 30 тысяч рублей, сама Буц называет это средним ценником: «Если говорить о сегменте люкс, где один костюм стоит 500 тысяч, то 30 тысяч — разве это дорого?» О затратах, наценках и доходах Вера Буц говорить отказывается, ссылаясь на коммерческую тайну. «Затрат много, — комментирует она, — но мы в плюсе, сейчас это наш единственный бизнес». 

Если отталкиваться от названных объемов производства в 80 штук, минимальной цены в 10 тысяч рублей — и при условии, что всю партию одежды разбирают за месяц, можно предположить, что месячная выручка магазина начинается от 800 тысяч рублей — это самые грубые подсчеты.

Точное число покупателей Вера также не называет, но говорит, что за всё время сформировалась база постоянных клиентов: часть покупает что-то два-три раза в месяц, другая — раз в месяц. «В инстаграме у нас семь тысяч подписчиков — можно сказать, это наши клиенты, которые живут не только в Красноярске, но и других городах и странах», — уточняет она. Основные продажи BUTS8 приходятся на Красноярск, Москву, Новосибирск, Екатеринбург, Сочи, а также Германию и Китай, перечисляет Вера Буц. 

«В Китае нашу одежду уже подделывают, — улыбается она. — В Москве на рынке моя подруга как-то увидела «нашу» футболку, висящую рядом с поддельными пакетами Fendi. Там был просто измененный логотип. Сначала приходила мысль как-то с этим бороться, но потом я подумала: раз в Китае уже подделывают, значит, нас знают».

Рекламная кампания по цене отпуска

Международную узнаваемость своего бренда Вере удалось повысить за счет поездок на Неделю моды в Париж: «Туда приезжают все известные байеры, фотографы, модели, лучшие бренды устраивают свои показы. Попасть на показы топовых мировых дизайнеров очень сложно».

Чтобы получить пригласительные на показы в Париже, Буц писала «громадное количество» писем в дома моды и редакторам журналов. «Ты просто целыми днями, неделя за неделей пишешь письма и объясняешь, почему должен попасть на их показ», — говорит она. На Неделе моды, как поясняет Вера, ежедневно проходит около 10 показов дизайнеров. Ей, благодаря письмам, достались пригласительные на два-три показа каждый день. На Парижских неделях моды Вера была три раза: первые два — с подругой Светланой Бурзиной, третий — с мужем.

«Наша цель там была — показать мою одежду, — рассказывает она. — Я составляла очень подробные луки, брала всё, что помещалось в моем чемодане, в чемодане мужа. Это 15-16 полностью разных образов, на каждый показ — по новому. Мы носили одежду в рюкзаках, отпаривали ее на улице, переодевались в метро. Я «выгуливала» наряды, чтобы попасть в объективы лучших фотографов, в лучшие журналы — чтобы люди спрашивали, откуда эта одежда, чей это бренд?» 

Некоторые фото образов Веры Буц после Парижа оказались в интернет-журналах о моде или стритстайл-аккаунтах в инстаграме, на многие бренд BUTS8 был подписан. Фотографии с Недели моды выкладывались и в инстаграме самого магазина. Сразу после этого продажи одежды в Красноярске и других городах подросли, рассказывает Буц: «После первой моей поездки всё, что мы там выгуливали, было продано за несколько дней». 

Получается своего рода рекламная кампания по цене отпуска. «Это относительно бюджетно: ты не платишь блогерам, моделям, ты сам наряжаешься в свою одежду и мелькаешь перед фотографами — и если тебе повезло попасть в объектив, то начинается новая история бренда, — считает дизайнер. — Я знаю несколько брендов, которые вкладывались только в такую рекламу. Только это никакой не отпуск, конечно, а работа. Друзья, когда мы вернулись, спрашивали: «Как отдохнули?», — а нам хотелось просто упасть и лежать».

Основные траты, по словам Веры, в такой кампании приходятся на билеты до Парижа, оформление визы и жилье: перелет из Красноярска на двоих обходится в 60-70 тысяч рублей, еще столько же — около десяти дней проживания, 10 тысяч — визы. Еще одна статья расходов — общественный транспорт, который в Париже дорогой, говорит Вера: «Десять дней метро в Париже — это примерно три месяца можно заправлять машину здесь». 

«Но все затраты окупаются еще до возвращения, потому что заказы на новую одежду начинают поступать, пока ты еще там», — отмечает Вера Буц.

А вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?

Новые материалы

Читаемые материалы

Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх