Twenty One Stickers: Майя Орлова и ее необычные наклейки
«Проспект Мира» продолжает рассказывать про микробизнес
красноярцев. В очередном выпуске — история 19-летней Майи Орловой, которая вместе
с подругой делает и продает наклейки.
Днем по выходным Майя и ее подруга Саша занимают столик в
одной из кофеен «Кванта» и ждут подписчиков своего паблика стикеров Twenty One
Stickers, которые до этого заказали девушкам наклейки онлайн. На столике
разложены стикеры с изображениями популярной сейчас группы
Twenty One Pilots, Шерлока-Камбербэтча, персонажами мультсериалов, «Американской
истории ужасов» и других актуальных для подростков явлений массовой культуры.
Свой паблик ВКонтакте, где можно выбрать и купить понравившийся
пак (набор) стикеров или отдельную наклейку на ноутбуки, телефоны, тетради и
блокноты, ученица художественной школы Майя Орлова создала в конце января. Для
проекта она подобрала созвучное с группой Twenty One Pilots название: просто 21,
как поясняет девушка, — ее любимое число.
Майя (справа) и Саша
По словам Майи, идея родилась еще за несколько месяцев до
этого, но воплотить ее в жизнь она всё не решалась. «Была какая-то
неуверенность. А потом что-то внутри щелкнуло, и я решила попробовать — потерять
я ничего не потеряю. В любом случае это будет хороший опыт и, может быть, дело будущего», — говорит Майя.
Она объясняет, что сама всегда покупала стикеры, но в
Красноярске либо выбор был довольно ограничен, либо наклейки были слишком
дорогими: «Я подумала, почему бы мне самой не делать стикеры на темы, которые
понравятся не только мне, но и другим».
Майя продумала, как наклейки будут выглядеть в готовом виде,
сделала макеты и через красноярские фандомные паблики, посвященные сериалам и
музыкальным группам, начала привлекать свою аудиторию и продвигать идеи. Собственно,
изначально только на несколько сериалов, мультиков и музыку она и
ориентировалась, и в первое время набор стикеров был небольшой — около десяти
паков.
Потом Майя запустила в группе обсуждение о том, какие стикеры
люди бы хотели увидеть, и ассортимент постепенно расширялся. «Сейчас у нас 55
паков, — говорит Орлова. — Мы примерно раз в две недели пополняем ассортимент».
Лучше всех продаются наклейки с изображением всё той же
группы Twenty One Pilots, из музыкальных популярны также стикеры Panic! at the Disco. Из сериальных, помимо
вездесущего «Шерлока», спросом пользуются «Сверхестественное», «Бесстыжие» и «Скам»
(«Стыд»). Из мультяшных, например, «Гравити Фоллз», а вот когда-то
сверхпопулярный Adventure Time про приключения Финна и его пса Джейка — «уже немного заезженная
тема», рассказывает Майя.
Фотографии для «фанатских» стикеров находятся в интернете, потом обрабатываются в графических редакторах и печатаются в типографии. Кроме стикеров, сделанных на основе фотографий и картинок из интернета, знакомые художницы делают для Twenty One Stickers авторские наклейки. Одна, например, нарисовала пак с животными и абстрактными картинками «под гравюру», другая — наборы по «вселенной Гарри Поттера» и по комиксам «Скотт Пилигрим».
Количество авторских наклеек Майя хочет постепенно увеличивать — рисовать их в будущем она планирует сама и вместе со своей напарницей Сашей, которая сейчас тоже учится в художественной школе. Саша присоединилась к проекту Майи, к слову, совсем недавно — девушки познакомились около месяца назад, сойдясь на общих интересах: «Мы люди центровые и часто пересекались в кофейнях, познакомились, и оказалось, что мы и живем достаточно близко».
Цены на одиночные наклейки в среднем — от пяти до 25 рублей,
на паки — в районе 100 рублей. Стоимость зависит от размера и уникальности
стикеров — большие и авторские стикеры обойдутся чуть дороже. «Мы не жадничаем — сколько они стоят, такую цену мы и назначим, с небольшой наценкой, чтобы в
накладе не остаться», — поясняет Майя. С ее слов, за время существования проекта
первоначальные затраты удалось окупить — конкретные цифры она не называет, уточняя,
что сумма была небольшая, хотя и ощутимая для студентки.
***
Своей аудиторией девушки видят в основном подростков в
возрасте от 14 до 17 лет, хотя есть среди подписчиков и люди постарше — пак по
«Гарри Поттеру» и еще несколько стикеров, например, купил 21-летний парень. И
постепенно число «возрастных» клиентов растет, говорит Майя.
Всего на стикер-паблик за три месяца подписались более 500
человек, скоро встал вопрос о том, что проекту нужна и «офлайн-точка». «Люди
писали и спрашивали, где мы находимся, как можно из рук в руки забрать стикеры
или посмотреть, самому выбрать то, что понравится, — вспоминает Майя. — И я решила
найти место, чтобы люди не только картинки в интернете смотрели, но и могли их
потрогать».
«Можно, конечно, доставлять стикеры почтой, но это
увеличивает временные затраты — посылка по Красноярску будет идти пять-семь
дней», — добавляет Саша.
В конце марта проект осел на «нейтральной» территории в
кофейне «Кванта», где часто собираются молодые люди и подростки. Теперь два
раза в неделю новые подруги встречаются с подписчиками и заодно показывают
стикеры случайным посетителям кофейни. Стабильно большой проходимостью места напарницы
похвастаться пока не могут. Две недели назад стикеры, например, купили 14
человек, на прошлой — пять.
Но девушки планируют активнее выходить в офлайн: скоро они как
партнеры примут участие в фестивале настольных игр в «Пилоте», затем — в ярмарке
«Тайны Хогвартса» по саге о Гарри Поттере. Кроме того, недавно проекту
предложил сотрудничество Научный клуб СФУ.
Также в дальнейших планах Майи и Саши — расширить ассортимент и вдобавок к обычным наклейкам производить более устойчивые к внешнему воздействию виниловые. Их можно будет лепить на шлемы, скейтборды, велосипеды и прочее. «По срокам пока сказать трудно. Мы ищем место, где это можно произвести, потом соотнесем расходы, прибыль, чтобы понять, когда сможем это сделать», — говорит Саша.
А вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?