Posted 25 ноября 2019,, 11:00

Published 25 ноября 2019,, 11:00

Modified 29 мая 2023,, 10:11

Updated 29 мая 2023,, 10:11

От ПАЗа до ЛиАЗа. Оцениваем плюсы и минусы разных моделей красноярских автобусов

25 ноября 2019, 11:00
Мы запросили в городском департаменте транспорта инфу о самых популярных моделях на муниципальных маршрутах, а наш корреспондент проехался в каждой из них, чтобы узнать все их плюсы и минусы

Метро, речной транспорт, скоростные трамваи — все это не про Красноярск. Даже тихоходные трамваи и крупный рогатый транспорт играет в нашем городе роль несравнимую с его величеством автобусом. Но насколько они удобны? Мы запросили в городском департаменте транспорта информацию о самых популярных моделях на муниципальных маршрутах, а наш обозреватель проехался в каждой из них, чтобы узнать все их плюсы и минусы.

НЕФАЗ

На рейсах 105 автобусов

Автобусы дочки «КАМАЗ» — Нефтекамского автобусного завода, машина новая и прогрессивная. Низкие полы, способность «наклоняться» в сторону остановки для приема маломобильных граждан, просторные двери и прочие преимущества. По красноярским дорогам в основном передвигается НЕФАЗ 5299-40-51 и 5299-30-51.

НЕФАЗ 5299-40-51

Плюсы:

Удобство для маломобильных групп. Благодаря низкой посадке и способности «наклонять» автобус вровень с тротуаром, и человек в инвалидном кресле, и мама с коляской, и бабушка с загадочно нагруженной сумкой на колесиках проникают в салон без всяких проблем.

Высокие потолки. Еще один бонус, порожденный низким полом. Даже самые рослые пассажиры не подпирают головой потолок и чувствуют себя вполне комфортно.

Система вентиляции. В салоне достаточно форточек, чтобы даже в сверх-жаркий летний день в автобусе сохранялась если не нормальная, то хотя бы приемлемая температура.

Минусы:

Очень узкие проходы между сиденьями. Если в тех же ПАЗах здесь могут спиной к спине стоять два человека, то в НЕФАЗ и одному тесновато. К тому же в Красноярске до сих пор свято чтят обряд хождения кондуктора с задней площадки на переднюю для сбора дани, и когда кондуктор протискивается по и без того узкому проходу, очень хочется убивать.

Отсутствие задней площадки. Точнее, она как бы есть, но настолько мала, что больше трех-пяти человек никак не вместит. Так что вкупе с узкими проходами в автобусе, по сути, негде стоять, кроме как на передней площадке. А если в салоне в это время оказывается еще и пара мам с колясками, то и этой возможностью воспользоваться затруднительно.

Двери открываются вовнутрь. Оно бы и ничего, но так как в часы пик из-за недостатка стоячих мест народ частенько прижат к дверям, открываясь, они вечно кого-то давят.

«МАЗ»

На рейсах 292 автобуса

Минский автозавод наряду с предприятием из Павловска — один из главных источников машин для красноярского транспорта. В основном на улицах можно увидеть две модели — МАЗ–103 и МАЗ—203

МАЗ – 103

Плюсы:

Широкие проходы между сиденьями. В отличии от НЕФАЗ, где с каждой стороны расположено по два ряда сидений, здесь двойные кресла только с одой стороны, поэтому в проходах можно стоять пассажирам и свободно передвигаться кондуктору.

Низкий пол на передней площадке. Несмотря на то, что автобус считается «полунизкопольным», через среднюю дверь вход без ступенек, можно любую коляску затащить.

Нормальная вентиляция. Люки есть, форточки есть — доступ кислорода нормальный.

Сиденье для интроверта сзади. Одинокое кресло напротив моторного отсека — лучшее в мире сиденье для тех, кто жаждет уединения. Кроме того, там удобно ехать с багажом, сгрузив рюкзак у ног.

Минусы:

Мало сидячих мест. Прямое следствие широких проходов — недостаток мест для сидений. В час пик в лучшем случае удастся рассадить всех пенсионеров и беременных. Остальным — только стоять.

Холодно. Зимой в МАЗ-103 очень бодрящая атмосфера. То ли печка не тянет, то ли еще что, но в -30 в дороге от Академа до Солнечного можно и окоченеть

Задняя площадка. Во-первых, она маленькая, а во, во-вторых, чтобы забраться туда, все же нужно преодолеть две ступеньки. Для маломобильных граждан препятствие почти невозможное.

МАЗ — 203

Апгрейднутый 103-й, сразу узнаваемый по желтым, элегантно изогнутым поручням и полноценному ряду сидений у заднего стекла.

Что стало лучше?

Исчезли ступеньки у задней двери, а в остальном все по-прежнему, разве что поручни стали менее холодными и более ухватистыми.

Что стало хуже?

Мизантропы страдают по одинокому сиденью сзади, а в остальном все ок.

ПАЗ

На рейсах 142 автобуса

Автобус-мем, само название которого в Красноярске долгое время было синонимом слова «маршрутка». И это при том, что никаких маршруток в Красноярске отродясь не было. Долгое время власти боролись с пазиками, и хотя их поголовье действительно сократилось, окончательно избавиться от автобусов-коротышек так и не удалось.

Плюсы:

Кондуктор не ходит по салону. Не ходит потому, что места и так мало, если еще и кондуктор будет перелезать через пассажиров, дело точно кончится дракой.

Маленький автобус ловчее в пробках.  Хотя после появления выделенных полос это в общем-то не очень актуально.

Минусы:

Тесно. Сидеть еще куда ни шло, хотя расстояния между сиденьями как на рейсах «Победы», а вот стоять, во-первых, тесно, а во-вторых — низко. Говорят, постоянных пассажиров «пазика» можно узнать по протертой о потолок плеши.

Жестко. Специфика подвески «пазика» такова, что даже минимальная кочка на дороге в салоне ощущается как наезд на противотанковую мину.

Никакого низкого пола. Три полноценные ступеньки, взобраться на которые не по силам и некоторым ходящим пенсионерам, не то, что людям на коляске.

ПАЗ-Вектор

На рейсах 313 автобуса

Новое детище Павловского завода, призванное заменить устаревшую модель и вдохнуть в "пазики" новую жизнь. Изначально перед конструкторами стояла задача — понизить пол, сделать так, чтобы стекла не дребезжали, и заменить подвеску на менее адовую. В результате стекла и рессоры остались теми же, а пол стал выше. Однако департамент транспорта все равно отделяет «Вектор» от прочих ПАЗов.

Плюсы:

Он больше

Минусы:

Больше ничего не поменялось

ЛиАЗ

На рейсах 175 автобусов

Еще один флагман российского автобусостроения, на этот раз от Линкинского завода. Автобусы выпускаются в массе модификаций, но основные для Красноярска — ЛиАЗ-5293 и ЛиАЗ-5256

ЛиАЗ-5293

Плюсы:

Частично низкий пол. Способный принять любую телеку, коляску или кресло.

Относительно широкие проходы между сидений. Толкотни в ЛиАЗ-5293 гораздо меньше, нежели в НЕФАЗ

Некое подобие задней площадки. Не старый «Икарус», конечно, но есть где встать, если вам не посчастливилось войти через заднюю дверь.

Минусы:

Ступеньки на входе через заднюю дверь. Отсюда же очень низкая крыша на задней площадке.

Переход от более высокой задней части автобуса к более низкой передней осуществлён с помощью целого каскада ступенек. Когда народа много и пола не видно, можно и ноги переломать.

ЛиАЗ-5256

Плюсы:

Ура, наконец-то полноценная задняя площадка, на которой может разместиться  рота солдат или целый мамский чат, вышедший на онлайн-сходку.

Проходы, в которых хоть лезгинку танцуй

Низкие полы. Впрочем, тут ничего нового

Минусы:

В автобусе ровно 23 посадочных места, что для такой баржи очень немного. Но это плата за простор. Так что для любителей ехать сидя — плохие новости.

"