Posted 2 августа 2019,, 12:15

Published 2 августа 2019,, 12:15

Modified 29 мая 2023,, 09:17

Updated 29 мая 2023,, 09:17

«Побег в зоопарк»: новый спектакль-променад от «Роева ручья». Сходили на премьеру!

2 августа 2019, 12:15

Театр в наше время может случиться где угодно. На этой неделе парк флоры и фауны «Роев ручей» запустил на своей территории спектакль-променад «Побег в зоопарк». Мы посетили премьеру и готовы вам рассказать, что получилось в итоге и стоит ли на это идти. 

Спектакли-променады в Красноярске принято называть «иммерсивными», что не совсем так. Все-таки классическая «иммерсивка» предполагает активное вмешательство зрителя в ход действия, возможность самостоятельно выбирать очередность сцен и в итоге конструировать собственную постановку, исходя из личных вкусов и интересов. Променад — другое, у зрителя тут особого выбора нет. Голос в наушниках ведет тебя по заранее выбранному маршруту, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Но здесь нет ни зрительного зала, ни актеров, ни вешалки, с которой театр обязан начинаться.  

«Побег в зоопарк» — как раз спектакль-променад. Прогулка проходит по территории «Роева ручья» и посвящена, как не сложно догадаться, зоопарку. Создатели — та же команда, что работала над первым в красноярской истории променадом «Гдетство» и вторым в красноярской истории променадом «Ю», а именно: продюсеры «Театра на крыше» Валерия Березкина и Елена Городецкая, сценаристы Артур Матвеев и Василий Прокушев, а также московский режиссер Юрий Квятковский. 


Красноярцам Юрий может быть знаком по хип-хопере «Копы в огне», которую в 2012 году в Красноярск привозил «Фонд Михаила Прохорова». Второй заметный проект Квятковского — опять-таки хип-хопера «Орфей и Эвридика» с Нойзом MC в главной роли. 

Что же получилось в итоге? Писать о спектаклях-променадах сложно, так как спойлеры для жанра губительны. Вся прелесть такого формата в том, что не знаешь, что тебя ждет за углом, куда ты попадешь и что там придется делать. Так что попробуем обойтись без лишней информации. 

Главная проблема любого променада — проскочить между двумя крайностями, не уйдя в долгие брожения под льющиеся из наушников «глубокие» мысли и избежав череды эффектных, но бессмысленных аттракционов в духе квест-румов. Авторам «Побега в зоопарк» подобное, кажется, удалось. В немалой степени это заслуга самого пространства. «Роев ручей», с одной стороны, достаточно насыщен интересными локациями, с другой — расположены они на огромной площади, поэтому и для экшена, и для философских отступлений места предостаточно. 

Лейтмотивом спектакля стала мечта, к которой участников променада ведет голос основательницы живого уголка «Приют доктора Айболита», превратившегося со временем в парк флоры и фауны «Роев ручей» — Елены Крутовской. Крутовская — культовый персонаж среди красноярских столбистов, да и не только столбистов, и сделать ее главным действующим лицом спектакля было неплохой идеей. Отдельно надо отметить актрису московского драмтеатра имени Пушкина Веру Воронкову, которая и озвучивала Крутовскую. Как утверждает директор «Ручья» Андрей Горбань, лично знавший Елену Александровну, голоса почти идентичны. 

Следуя за голосом, участникам променада предстоит пройти по локациям, среди которых есть и привычные вольеры с животными, и места, куда рядовых посетителей зоопарка обычно не пускают. Чтобы не спойлерить, называть их не будем, скажем лишь, что их в спектакле процентов 90. 

Как и положено дельному променаду, в дороге путешественники должны испытать разные эмоции — от грусти до безудержного веселья, — и тут есть небольшая проблема. Если грустные и проникновенные куски «работают» на 100%, то веселье охватывает людей далеко не всегда. 

Тут надо сказать, что путь «Побега из зоопарка» к зрителю был не простым. Формат променада любит стабильность — маршрут строг, хронометраж просчитан, действия синхронизированы с точностью до секунды. Любые, даже самые незначительные, изменения в логистике неминуемо влекут за собой переработку сценария, перезапись звуковых дорожек, лавинообразное изменение во всех остальных локациях. А зоопарк — явление живое и пластичное: на месте, где только что была тропа, может внезапно поселиться белая медведица из Норильска, пустырь способен превратиться в вольер, а пополнение в семействе обезьян заставит дирекцию занять ранее пустовавшую и облюбованную под театральные нужды клетку. По словам одного из сценаристов спектакля, Василия Прокушева, сценарий несколько раз полностью переделывали плюс вносили многочисленные правки по ходу действия.  Поэтому из трех путешествующих по «Роеву ручью» групп осталось три, а от некоторых важных локаций пришлось отказаться. 

Тем не менее основные смыслы удалось сохранить, чему в немалой степени способствовали настоящие человеческие истории сотрудников «Роева ручья», записанные для спектакля красноярским драматургом Ксенией Пещик. 

«Больше всего на свете я люблю человеческие истории, я за это полюбила журналистику, за главный ее закон «людям интересны люди», — написала на своей странице в фейсбуке одна из первых зрительниц «Побега в зоопарк», журналистка Светлана Нажалова. — Вчера мы были на променад-спектакле в «Роевом ручье», и это очень любимое нами место, где я была, наверное, тысячу раз, вдруг открыли нам совершенно по-новому. Ребята, такие синхроны, как у вас в спектакле, нужно копировать и показывать всем-всем будущим телевизионщикам в качестве примера, какими должны быть синхроны. Совершенно реальные, совершенно потрясающие истории живых, настоящих людей». 

Отдельно хочется отметить работу администраторов спектакля. Для тех, кто не в курсе, объясним: администраторы променада — это те люди, которые непосредственно ведут группы по территории, переключают звуковые дорожки и вообще следят, чтобы то, что говорится в наушниках, совпадало с тем, что человек видит перед глазами.  Работа ювелирная, ведь как ни просчитывай хронометраж, а всё равно одни люди ходят быстрее, другие медленнее, и синхронизировать их действия очень непросто. Здесь ребята справились на 100%, сработав практически идеально. 

Андрей Горбань

Подводя итог, скажем, что инициатива директора «Роева ручья» Андрея Горбаня, решившего запустить в зоопарке спектакль-променад, не была напрасной. Вышло крепкое, захватывающее и эмоционально насыщенное действие, посетить которое очень даже рекомендуется.