Posted 31 октября 2016,, 08:22

Published 31 октября 2016,, 08:22

Modified 29 мая 2023,, 09:20

Updated 29 мая 2023,, 09:20

Пока не опустился занавес: 7 спектаклей в Красноярске, на которые надо успеть

31 октября 2016, 08:22

Время ленинских заветов планово перешло к сталинским, и место кино в качестве важнейшего из искусств занял театр. И пока внутренний комиссар в наших гражданах не запретил всё, что будит мысль, их стоит успеть посмотреть. «Проспект Мира» подобрал восемь современных постановок, достойных внимания каждого человека-красноярца, но за время написания текста их осталось семь — «Травиату» из репертуара Оперного уже успели заморозить до лучших времен.


«Пер Гюнт»

Театр юного зрителя, 5 и 6 ноября, 17:00

Пьеса отца новой драмы Генрика Ибсена в постановке режиссера ТЮЗа Романа Феодори, несмотря на стилистическую неровность инсценировки, бодрит и понятна всем. История о том, как бездельника Пера Гюнта чуть не превратили в пуговицу, будет интересна и подростку, и туристу. Спектакль (4 часа) при всей тяжеловесности оригинала прозрачен и близок современному зрителю — и в тексте, и в костюмах, и в музыке (тюзовцы прекрасно справились без Грига). «Пер Гюнт» отчасти напоминают «Биндюжника» — фирменные боб-уилсоновские градиенты света, кукольно условные декорации и персонажи, хореография.

В общем, если ваши дети как раз переживают проблемы с собой, а начальник на работе всё не может решить, в ад вас или в рай, то вам в ТЮЗ — тем более билет уж точно дешевле похода к психотерапевту.

фото: Андрей Минаев

Роман Феодори: «Я вижу и чувствую, что сегодня много людей, которые имеют изначально прекрасные данные — от красоты, здоровья до таланта — не умеют или не хотят этим пользоваться. Человек мог бы стать кем угодно, найти себя, но все его дары судьбы уходят, как песок, сквозь пальцы. Ничего не остается. В этом основная тема «Пера Гюнта».
Но для того, чтобы заработать рай или даже ад, нужно сделать в жизни что-то очень серьезное, а по результату девяносто процентов из нас не заслуживают ни того, ни другого. Ибсен подсказывает рецепт, как быть собой: нужно отказаться от себя, подумать о другом. Как только начинаешь делать что-то для других, выясняется, что ты есть, существуешь.
Вся эта история очень похожа на мир театра. Часто бывает, что в театре собираются люди, считающие себя избранными, которые создают свой «особый» мир. То, что происходит за стенами театра, их не волнует».

«Преступление и наказание»

Драматический театр им. Пушкина, 8 и 15 ноября, 19:00

Московский режиссер Александр Огарев покажет классического Достоевского по-новому — вместо морализаторского детектива он предлагает путешествие во внутренний мир человека со всеми его противоречиями. Мистическая Сонечка Мармеладова противопоставлена земному Порфирию Петровичу, песчаная пустыня внутренного мира — миру дверей, мрачный Родион из первого актерского состава (Барков) против самоуверенного юнца Родиона из второго (Линецкий).

Спектакль визуально прост, с экспрессивной хореографией и личным актерским высказыванием. Даже если статус режиссера-обладателя «Золотой Маски» вам ни о чём не говорит, посмотреть нового Достоевского стоит — российские театры редко берутся за «Преступление».

Александр Огарев: «Текст в спектаклях по Достоевскому не бывает без сокращений внутри сцен. У нас две главные линии романа: сцена убийства и сцена диалога про коммуны Лужина и Лебезятникова, которая важна ощущением насыщенности умов завиральными идеями.
Раскольников — человек, позволивший в трудную материальную минуту себя обольстить идеей своего величия и исключительного предназначения. Уверовав в свою миссию, связанную со всеобщим осчастливливанием, он позволяет себе то, что не позволяют другие. Он убийца не по душевному складу — он парадоксальный, идейный убийца, разрешающей своей совести меньшее зло ради будущего большего счастья для всех».

«Гаргантюа и Пантагрюэль»

Традиционно сильный привоз устроит Фонд Прохорова в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры. Самый известный текст Рабле в постановке бескомпромиссного российского режиссера Константина Богомолова сфокусирует внимание на человеческой природе, отбросив как ненужное политику, религию и общество.

В оригинале два великана-обжоры высмеивают все пороки, особо останавливаясь на церкви. Рабле для Богомолова здесь не священник, а врач, потому с медицинским цинизмом режиссер закатывает телесности во всех ее проявлениях настоящий пир.

Освежить детские впечатления от одноименной книги или пройти по краю физиологии вместе с артистами — кому как, но в любом случае это главное театральное событие года.

Константин Богомолов: «Мы постоянно имеем дело с понятиями, лежащими вне нас, будь то погода или политика. Но мы также всё время взаимодействуем с собственным телом, о котором вспоминаем только тогда, когда оно болит.
У Рабле тело как таковое становится предметом рефлексии. Наша цель — погружение зрителей в ощущение телесности, которое находится вне стыда. Потому что у Рабле нет понятия стыда». Театр наций (Москва), Театр оперы и балета, 3 ноября, 19:00.

«Недоразумение»

Музейный центр «Площадь Мира», 5 ноября, 22:00

На Музейной ночи новосибирцы покажут камерную драму по Альберу Камю: история о семье, где ради наживы мать и дочь убивают неузнанного сына и брата, выглядит как сеанс психоанализа. Оно и понятно — заглянуть в черную дыру человеческой души не орешки пощелкать. Геометрически четкое, холодное пространство на сцене напоминает каталог «Икеи» — стильно, сдержанно, бездушно. Режиссер Антон Маликов к меланхолии писателя-экзистенциалиста добавляет меланхолию Триера — вместо развязки зрителя ждет тотальная депрессия и тупик бытия.

Отличный спектакль для любителей современного искусства и постдраматического театра, а также поклонников нобелевского лауреата и «совести Запада»: Камю в России ставят еще реже, чем Достоевского. 

«Солнечная линия»

Музейный центр «Площадь Мира», 5 ноября, 0:00

«— Барбара, в апреле мы закрываем кредит и, мне кажется, можно завести ребенка. — Почему ты не сказал это семь лет назад, когда мне было 33?» — отправная точка диалога молодой пары, поднимающей вечные вопросы в пять часов утра на кухне.

Любовь и ипотека, ответственность и человеческая природа, ожидания и реальность — и другие темы ночных разговоров придутся каждому по душе. Тем более что совсем свежий текст главного на сегодняшний день отечественного драматурга Ивана Вырыпаева некоторые театралы признают идеальным. Красноярский театр молодых режиссеров и актеров «Вспышка» опережает столичные и покажет превью прямо на Музейной ночи в полночь.

Театр в тумане

Бар «Туман», каждый четверг в 22:00

Родившийся из авторского протеста театр красноярского режиссера Андрюса Дарялы совсем новое для культурной жизни города явление. Экспресс-показ острой пьесы в баре за кальян и чай — основные приметы «Театра в тумане», прототипом такого формата были шотландские a play a pie and a pint, где каждый мог успеть посмотреть свежую пьесу в жанре стендап, пока пенится пиво в кружке.

У нас же каждый четверг Андрюс Даряла показывает новый «быстрый театр», пока дымит кальян. Тексты от «БерлусПутина» до сказок Салтыкова-Щедрина, запрещенные режимом или еще не запрещенные — но те, которые в обычном театре не поставят.


«Круглый год» 

Театр кукол, 27 ноября, 16:00, 17:30

Миролюбивый и очень атмосферный спектакль о смене времен года только что сдал Театр кукол. Рассчитанный на самую сложную аудиторию — 1+ — спектакль, конечно, без слов, но зато с предметами. Бумажный гамак, бумажные облачка, бумажные подарки — вся эта шуршащая радость сопровождается колыбельными и импровизациями на калимбе и интегральном глюкофоне.

В конце даже разрешается всё потрогать и поиграть вместе с мамой на сцене. Кажется, питерский режиссер Александр Хромов сделал не просто бэби-спектакль, но и идеальный детский сад для взрослых! Количество мест ограничено мамами и детьми, успевайте за билетами.

все фотографии предоставлены пресс-службами театров

"