В начале июня губернатор Красноярского края Виктор Толоконский внезапно озвучил мысль, что нужно ввести в городе должность главного художника, ответственного за внешний вид общественных мест. Сказал, вроде, всерьез, но как-то это, как говорят дворовые футболисты, «заиграли» . И никто бы и не вспомнил, если бы на неделе спикер Горсовета Александр Глисков не предложил кандидатуру на эту высокую должность - небезызвестного Василия Слонова.
Слонова! Того самого Слонова, из-за которого закрылся пермский проект, того самого, что убивает мух Обамой, того самого, что стрелял из катапульты гробом Микки Мауса, того самого, что… ну вы поняли. Или не поняли. Сегодня мы решили вспомнить самые яркие акции Василия.
Биография
Художник Василий Слонов родился 17 сентября 1969 года в селе Шушенское Красноярского края. С 1985 по 1991 год учился в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова. Сам себя называет художником–перверсионистом (от слова перверсия — извращение).
Машины
Первой общественно-заметной акцией Василия стала его машина Toyota Cresta, разрисованная под кирпич. Сам Василий объяснил необычную окраску автомобиля стремлением придать машине индивидуальности с помощью древнейшего из культурных символов.
- Кирпич - интернациональное явление. Он знаком любой культуре, это самый древний элемент. Неизвестно еще, что было раньше: колесо или кирпич. А тут они вместе, - заявил Василий в интервью порталу Машина.info.
Впрочем, Cresta - не единственная авто-акция Слонова, еще им была создана машина, стреляющая гробами. А точнее, гробом Микки Мауса, символизирующим, по мнению художника, «повсеместное засилье загнивающего капитализма».
Фото: журнал "За рулем"
Мухобойки
Одна из самых известных работ художника - мухобойки с лицами политиков. Началось все с Обамы, который в прямом эфире одного из заокеанских телеканалов словил прямо в воздухе муху и истребил ее на глазах миллионов зрителей. Наблюдавший за этим из Сибири Слонов отреагировал предметом под названием «Мухобама». Вскоре появились и другие мухобойки, украшенные портретами Путина, Сталина и других исторических и не очень личностей.
Фото: страница Василия Слонова на Facebook
Кокошники
Слонов неравнодушен к кокошникам. В них он видит: мощь, славу, ужас, величие и ничтожность всей российской империи. Ее страхи, безумие, отвагу и честь. Кокошники Василий делает из металла и украшает символами известных торговых брендов и таких организаций, как КГБ, ФСФ и ГУЛАГ.
Фото: страница Василия Слонова на Facebook
Топоры
Топоры для Слонова - центральная тема.
- Топор — это глобальный символ России. Это такой инструмент: созидательный и разрушительный одновременно, которым можно и человека зарубить, и храм срубить. Топор еще до Калашникова стал нашим символом и до сих пор им остается, - заявил художник в интервью «Русской планете».
У Слонова есть история России в топорах, портреты на топорах и даже серия олимпийских топоров для Сочи.
- Сочинская олимпиада пиарится настолько бездарно, что не вызывает никакого отклика в сердцах у людей. В сухом остатке - только рафинированные медвежата, зайчишки и барсики. У меня сердце обливается кровью, я страдаю за нынешнюю ситуацию и взваливаю на себя работу кремлевских пиарщиков. И дополняю - чтобы можно было зажечь не по-детски, - заявил художник порталу 1line.
Фото: страница Василия Слонова на Facebook
Плакаты
Раз уж мы заговорили о Сочи, нельзя не вспомнить о знаменитых плакатах Welcome to Sochi 2014. Именно они принесли художнику всенародную известность. Гротескные постеры с чебурашкой, сидящим в деревянном сортире, замаскированным под медведя Сталиным и другими жутиками, на выставке в Перми привлекли внимание депутата Госдумы Григория Куранова, сделавшего по этому поводу следующее заявление:
- Это беспрецедентный случай! Любая страна мира мечтает и считает за огромную честь принимать крупнейшие соревнования. Несколько лет назад благодаря усилиям Президента страны Владимира Путина Международный Олимпийский Комитет признал Россию победительницей, выигравшей право принять Олимпиаду. Это величайшая победа для России. Национальная гордость! Победа! А что мы видим в Перми? Пренебрежительное, уничижительное отношение к успеху нашей страны, великой державы.
На выказывание отреагировала прокуратура, разразился грандиозный скандал, куратора выставки Марата Гельмана выгнали из города, прекратив пятилетнее сотрудничество, а о Слонове узнали во всей России.
Комары
А следом за Россией, о Василие узнали и во всем мире. В 2015 году в Лондоне открылась слоновская галерея современного художественного искусства Сибири. Где выставляется «набор неких ироничных художественных образов, свойственных сибирскому менталитету». Кроме того, в Лондоне выставлялись и «Нефтекомары» мастера.
- По существовавшей в те времена легенде, мифологические существа „Нефтекомары“, по другим источникам „Комары-Нефтесосы“, извлекали нефть из глубин планеты на поверхность. Перерабатывая нефть в засекреченных нефтепромышленных комплексах, они превращали её в другую кровь — деньги, - так охарактеризовал природу нефтесосущих сам художник.
Фото: newsbiz.ru
Символы городов
При этом нельзя сказать, что Василий чужд более мирной деятельности и не имеет опыта в создании городских объектов. Слонов сотрудничает с акцией «Кочующая культурная столица», создавая для городов края новые современные символы. Так для Боготола был сделан ковер-паровоз, а для Бородино – угольная снежинка. Конечно, это может показаться баловством, но именно такие вещи создают современный городской ландшафт.
Сердце
Еще один уличный арт-объект был установлен Василием прямо в центре Красноярска. Сердце из зонтиков пришлось горожанам по вкусу и украсило тысячи фотографий. Что в принципе доказывает, что идея о назначении Слонова главным художником отнюдь не лишена здравого смысла, возможно, в его силах сделать Красноярск более современным и привлекательным городом, А что до эпатажа, так все художники во все времена были к нему склонны.
Фото: страница Василия Слонова на Facebook
В конце концов
Слонов единственный красноярский художник, о котором знают все: одни его обожают, другие ненавидят, но ни одна из его работ не остаётся незамеченной.
Фото на обложке - Илья Васильевич