Красноярский край с его безбрежной тайгой, безграничной тундрой, потаенными скалами и нехоженными просторами всегда становился местом притяжения для различных закрытых сообществ: староверов самых разных течений и толков, строителей бесклассового общества и бессчётных сект - все они в разные времена строили здесь свои общины и «города мечты». Сегодня расскажем о, пожалуй, самых известных из них – виссарионовцах, они же – последователи «Церкви последнего завета».
Рождение миссии
История одной из самых известных в России религиозных сект началась довольно банально. Жил в тихом городе Минусинске весьма бледный, но, как водится, горящий взором юноша по имени Сергей Тороп. Жил не то чтобы плохо, но как-то бессистемно: работал то слесарем, то электриком, то физкультуру преподавал, в общем, не складывалось у Торопа с делом жизни. К 1989 году все, вроде как, устаканилось: пошел Сергей работать в ГАИ, службу нес весьма успешно, и, может быть, дослужился б до майора, но именно в это время в моду на территории издыхавшего уже СССР вошли оккультизм, мистика и разного рода духовные поиски.
Фото: freelance-tomsk.ru
И затянуло Торопа мистическое болото, начал он по «аномальным» зонам разъезжать, искать тарелки, барабашек отлавливать, литературку разную почитывать и к девяностому году просветлел окончательно, уволился из ГАИ, целиком отдался поискам смысла жизни. Через год лихорадочной духовности Сергей Тороп почил в бозе, а вместо него Минусинск увидел прекрасноволосого учителя по имени Виссарион.
Первые шаги
«Либо я не изменю лик, который для меня истинный, либо я расстаюсь с деньгами, которые накопил», - томно вещает длинноволосый мужчина с отстраненным взглядом. На дворе 14 мая 1991 года, на экране телевизоров помидорного края первая телевизионная проповедь будущего властителя многотысячной секты. Проповедь нашла отклик в сердцах минусинцев, а потом и жителей сопредельных земель, и скоро Виссарион в ранге сперва доверенного лица Иисуса, а затем и в роли него самого едет по России и восточной Европе.
В 1992 году последователи получают собственное Священное писание под редактурой бывшего барабанщика группы «Ласковый май» Вадима Редькина. Книга представляет собой диковатую окрошку из Библии, Талмуда, Корана, Бхагавадгиты, учений Блаватской и Рерихов, густо приправленную марксизмом и размышлениями самого Виссариона. Вооруженная «Последним заветом» секта начинает с утроенной силой штурмовать мозги окончательно потерявшего ориентиры постсоветского гражданина.
Уже в 1995 году активисты общины начинают строительство в Курагинском районе Красноярского края экологического поселения Тиберкуль или «Обители рассвета». Местные власти выделяют под это дело 250 гектаров земли. Так появляется «Город Солнца».
Город де Сад
«Прилетит комета Нибиру, планету большей частью покроет песок, а в штате Невада США весной 2001 года произойдёт самовзрывание ядерных боеголовок», - пророчествует Виссарион, обещая грядущий апокалипсис и уничтожение всего неверующего в бога населения к 2007 году.
От мучительной гибели, естественно, есть спасение, нужно лишь укрыться в построенном последователями мессии Городе Солнца, куда не долетят боеголовки, не проникнет радиация, где не вырастут ядерные грибы, а почва не сплавится в стекло от невыносимого жара.
Принимают в поселение лишь вернейших и преданнейших. Для просто верных и преданных существуют поселки Черемшанка и Петропавловка. И если в сам град на горе посетителей пускают неохотно, да и добраться туда по тайге непросто, то в Черемшанке, а особенно в Петропавловке, всегда рады гостям.
Посетителей встречают бревенчатые дома и храмы в старорусском стиле, построенные среди безупречных английских газонов и живых изгородей. На чистейших улицах непрестанно улыбающиеся люди на велосипедах, в каждой избе мольберты и музыкальные инструменты. После грязи и тлена соседних, не сектантских, поселков контраст поразительный.
Жителям города нельзя есть мяса и рыбы, молочных продуктов, сахара, меда, поэтому в магазинах лишь крупы и экопродукты и, естественно, никакого алкоголя.
Житель поселка обязан платить десятину, причем каждый старается отдать побольше. Во все стороны света разъезжаются из селений на заработки строительные бригады, им всегда есть работа. Виссарионовцы не пьют, не ленятся, работают на совесть, приумножая богатства общины.
Но несмотря на все эти витринные прелести, есть у лесной безмятежной жизни и весьма зловещие признаки. Во-первых, конечно, лютый тоталитаризм, по сравнению с которым маоистский Китай - просто сборище анархистов. Властвующий над окрестностями живой бог может невозбранно разъединять семьи, отнимать имущество, изменять правила жизни всей общины по своему вкусу. Если завтра Виссарион прикажет убивать, многие из его последователей, даже не задумываясь, возьмутся за ножи.
Во-вторых, жесткая веганская диета, тяжелый труд и отказ от современной медицины влияют на здоровье членов общины не лучшим образом.
В-третьих, дети сектантов не получают образования и чаще всего не могут вести жизнь, отличную от выбранной родителями. Ну и наконец, главное: что будет, когда земной путь божества прекратится? Сейчас Виссариону 55, он бодр и крепок, но кто знает, что случится через 15-20 лет.
Куда смотрят власти?
Несмотря на двусмысленный характер Виссарионовских поселений, ни одной более или менее серьезной попытки задавить секту власть не предпринимала. 24 июня 1994 года «Община Единой Веры» без проблем была зарегистрирована Управлением юстиции Красноярского края. Потом не раз проходила перерегистрацию, а в 2000 году организация «Церковь Последнего Завета» была переаттестована Министерством юстиции РФ.
Причины такой лояльности называют разные: от поддержки на выборах губернатора Хлопонина до тайной веры властей в могущество Виссариона. Но, скорее всего, государство просто боится трогать крепкую и фанатичную организацию. В 1974 году в джунглях Гайяны в поселении Джонснтаун 918 участники секты «Народный храм», опасаясь атаки от государства, покончили жизнь самоубийством. С тех пор подобные организации без нужды стараются не трогать. Так что сколько еще простоит среди сибирской тайги город Солнца, никому не известно.
Фото Михаила Маклакова.