Был вице-мэром, замгубернатора и «генералом» красноярской коммуналки — но по официальной декларации у него нет даже квартиры. Со странностями биографии Анатолия Матюшенко, нынешнего депутата краевого Заксобрания, идеолога региональной системы капремонта и нового героя рубрики о хозяевах города, разбирался «Проспект мира».
Объемы личного имущества Матюшенко стали известны только в 2013 году, после избрания в ЗС и обязательным для народных слуг декларированием доходов и имущества. Список был до смешного краток: гараж на 30 квадратов, внедорожник Land Rover, два автоприцепа и снегоход. Спустя год шорт-лист пополнился неким «домом», находящимся в пользовании, но без указания расположения и площади.
Фото: Дела.ру
По декларации 68-летний депутат не женат и не имеет несовершеннолетних наследников. Однако в СМИ неоднократно публиковалась информация, что основной получатель благ от многолетней деятельности Анатолия Ивановича и держатель бизнеса — его гражданская супруга Елена Токарева.
По данным справочных систем, она является крупным акционером и генеральным директором сразу в нескольких промышленных компаниях: ЖСК «Гранд», ООО «Строй логистика», занимающаяся бетоном, и завод крупнопанельного домостроения в Солонцах, одним из совладельцев которого является Владимир Егоров — в 25-миллионный уставной фонд он внес 18 млн рублей.
Фото: сайт «Единой России»
Кстати, «хозяйственная» связь Егорова и Токаревой прослеживается через некоего Автандила Абрамидзе, юриста (предположительно , директора по правовым вопросам в егоровской УСК «Сибиряк»). Осенью 2014 года юрист представлял интересы Токаревой, которая владела 28,34% акций сельхозпредприятия ОАО «Назаровский элеватор». А летом на предприятии сменился собственник — приобрел контрольный пакет акций ОАО в размере 29% опять же «Сибиряк» в лице Владимира Егорова.
При этом сам Анатолий Иванович говорит о себе вот так: «Разные люди себя по-разному в жизни выстраивают. Когда меня спросили в середине 90-х: «У тебя что, мозгов не хватает уйти в бизнес?» Я ответил: «Кто-то же здесь должен работать?» Если я знаю, что надо делать, то буду работать, пока мне позволяют силы и совесть».
Фото: Школьный блог
Однако в государственную биографию Матюшенко вкралась одна деталь. Пару лет назад за возглавляемый им в 2003-2011 годах «КрасКом» (наследник «Водоканала») одновременно взялись и Счетная палата Красноярска, и городские депутаты, и правоохранители. Их заинтересовала степень реализации инвестпрограммы «КрасКома». По мнению депутатов Горсовета, коммунальщики за период с 2007 по 2013 годы собрали с населения деньги — в виде увеличенных тарифов — на прокладку труб, но свои обязательства до конца не выполнили. Это подозрение касалось левобережного коллектора, чья стоимость за пять лет выросла со 120 млн до 1,2 млрд рублей. Сумму, потраченную на его строительство, подтвердил глава департамента городского хозяйства Красноярска Виктор Ящук, заявив, что при проектировании коллектора смета была составлена в ценах 2007 года. Чиновник при этом заметил, что, изменяя первоначальный проект в сторону десятикратного удорожания, ООО «Краском» руководствовался «интересами горожан».
Фото: Краснадзор
История с «КрасКомом» для Матюшенко еще не закончена. Более двух месяцев отсидел в СИЗО по возбужденному ФСБ делу коммунальный олигарх Валерий Грачев , с которым Матюшенко с 2003 по 2011 годы не раз менялся местами — с кресла гендиректора на кресло председателя совета директоров. Уголовное дело в отношении Грачева Матюшенко так и не прокомментировал.
В это время его занимали куда более емкие проекты. Как председатель комитета по промышленности, он ратовал за перенос нефтебазы КНП за пределы Красноярска, за газификацию региона и перевод ТЭЦ на голубое топливо. Перенос оценивался экспертами в 6 млрд рублей, а цена газификации доходит до 250 млрд рублей плюс 18 млрд на переоборудование ТЭЦ.
Кроме того, под контролем Матюшенко остается и система капитального ремонта многоквартирных домов, об которую сломано немало копий. Недавно одна из жительниц Красноярска в адрес депутата, который отказал старикам в исключении для них затрат на капремонт, высказалась так: «Он еще говорит нам: вправьте свои мозги. А он хоть за квартиру платил копейки? Мне кажется, он не платит…». Конечно, не платит: у него и квартиры нет.
Фото обложки — ЗС .