В очередной раз побывав в Гонконге проездом, издатель «Проспекта Мира» Илья Лабунский нашел у Красноярска и азиатского мегаполиса восемь общих черт.
Как и Красноярск, Гонконг появился благодаря военным кампаниям и амбициям завоевателей. Если наш город был основан казаками как оборонительный и перевалочный пункт в их экспансии на юг, то китайский мегаполис появился благодаря победе Великобритании над Китаем во Второй опиумной войне. Долгие годы оба региона были колониями империй, а правительство России и Британии относились к своим далеким территориям соответствующим образом: мало вкладывали в инфраструктуру, собирая деньги в казну. Но сейчас времена изменились, и китайцы зажили хорошо. А вот мы всё также продолжаем отдавать деньги в Москву.
Городская ткань Гонконга и Красноярска словно ножом располосована на две части. Справедливости ради, в Гонконге это остров и материк, а не два берега реки. Узкая полоска воды, разделяющая остров Гонконг и полуостров Коулун, носит название бухта Виктория.
Через нее, в отличие от Красноярска, мостов так и не построили, но форсировать преграду можно с помощью метро, туннелей или паромов, внедрить которые в Красноярске предлагали многие архитекторы и урбанисты.
Как и в Красноярске, чтобы посмотреть на панораму города, в Гонконге все едут на гору. Если у нас это гора Покровская, то у китайцев это пик Виктория, названый (как и бухта) в честь королевы Виктории.
Пик Виктория представляет собой возвышенность с несколькими вершинами (наибольшая высота — 554 м над уровнем моря). На горе находятся здания, парки, кафе, смотровые площадки, популярные среди туристов, так как с них открывается живописный вид на Гонконг. У нас же на горе, сами знаете, кабаков нет — только часовня, объект культурной и религиозной ценности.
Нет, зарабатывать мы столько же, сколько «нищие» китайцы, не стали. Средняя зарплата в Гонконге — 20-25 тысяч гонконгских долларов (это в сфере обслуживания: небольшие семейные кафе, минимаркеты и прочие заведения). В тысячах — почти как в Красноярске, с небольшой ремаркой — за 1 гонконгский доллар нынче дают примерно 10 рублей. Цены на еду и питье тоже сопоставимы: тарелка супа в забегаловке — $45, банка колы — $20. Поездка из центра в аэропорт на такси — примерно $700-1000. У нас всё почти также, только в 10 раз дешевле.
Летом что в Красноярске, что в Гонконге дико жарко. Каменные джунгли раскаляются на солнце, и случайному пешеходу, выбравшемуся по собственной глупости на улицу в полуденную жару, хочется умереть.
Не чужд жителям бывшей британской колонии и режим «черного неба». Случаются дни, когда дышать в городе практически невозможно. Однако если в Красноярске в этом виноваты «автомобили, КрАЗ, ТЭЦ, пыль, роза ветров», то в Гонконге, хоть и перенасыщенном авто, 80% смога приходит со стороны материкового Китая.
Как и в Красноярске, местные власти пытаются бороться с загрязнением и даже строят в городе специальные станции очистки воздуха. У нас же не могут насобирать денег на содержание мобильной лаборатории для проверки состояния этого самого воздуха.
Долгие годы, пока Гонконг был колонией Британии, им правили присланные из Лондона аристократы, носившие чин губернатора. Ничего не напоминает? Москвичи Лебедь, Хлопонин и Кузнецов, а вслед за ними новосибирец Толоконский — все они прибыли в наш регион с запада.
Сейчас дело в Гонконге «пошло на лад»: губернаторов не стало, а городом правит человек, чья должность по-английски называется Chief Executive. Выбирают что в России, что в Гонконге губернатора весьма сомнительным способом. У нас на выборы никто толком не ходит, а потом все жалуются, что губернатор так себе. В Гонконге же прямого голосования и вовсе нет — главу правительства выбирают 1200 городских «старцев» из гонконгской коллегии выборщиков. Ну и кандидатура будущего губернатора, разумеется, согласовывается в Москве, то есть в Пекине, чтобы «некомпетентные» граждане в главы региона не лезли.
Как и в Красноярске, в Гонконге есть свой парк отдыха с канатной дорогой, который называется Нгонг Пинг 360. Если в нашем Бобровом Логу это канатно-кресельная система, то у наших «партнеров» есть кабинки, некоторые — со стеклянным полом. Находится этот парк на острове Лантау, вдали от городской суеты и неподалеку от аэропорта.
Поднимающихся наверх встречает 45-метровый Будда. У нас — возвышающийся над городом Такмак.
Посетители наверху сталкиваются с неизменными фотографами, магазинами с сувениркой, кафе и толпами туристов. С самого вьюпоинта можно отправиться дальше в пешие прогулки по разным маршрутам, разного уровня сложности и длительности, но в 35-градусную жару этого как-то не сильно хочется.
Китайцы — известные строители мостов. Взяв пример с Красноярска, администрация Гонконга затеяла грандиозную стройку: мост из Гонконга в соседний Макао, протяженностью 42 км, с искусственным островом для таможни и туннелем длиной 6,4 км (чтобы оставить пространство для судов).
Стоит эта конструкция 10,6 миллиардов долларов (красноярский четвертый мост обошелся сейчас примерно в 12 млрд рублей) и должна быть сдана в эксплуатацию в следующем году.