Энцы Ранее были известны как енисейские самоеды. Согласно последней переписи, их численность в России составляет 227 человек. Сами себя энцы делили на тундровых (сомату) и лесных (пэ-бай). А название «энцы» произошло от слова «эннэчэ», что буквально означает «человек». Впервые энцы упоминаются в летописях 15-го века как «монголзеи», по названию рода Муггади — отсюда же произошло название первого русского острога в Сибири, Мангазеи.
Сегодня энцы в большинстве своем обитают на восточном берегу нижнего течения Енисея: лесные энцы проживают в поселке Потапово, а тундровые — в Воронцово. Интересно, что письменность на энецком языке появилась только в 1980-х годах, а первая книга была опубликована в 1995-м году — это был перевод «Евангелия от Луки».
А еще энцы интересны тем, что в древности они практиковали обряд воздушного погребения: тело умершего подвешивали в воздухе, чтобы предать его духам воздуха, света, дерева и другим. Сегодня такой обряд сохранился только у некоторых племен Южной Америки.
Фото: cilture
Селькупы «Таежные люди» живут в Ямало-Ненецком автономном округе, Тюменской, Томской областях и на севере Красноярского края, где их насчитывается чуть больше 400 человек. В Туруханском районе расположен единственный в крае селькупский поселок — Фарково. В древности селькупы верили в то, что хозяйкой земли является Илын Кота — Старуха Жизни, а небо, земля и нижний мир были связаны рекой, доступной для шаманов.
Нганасаны Являются самым северным народом Евразии — они населяют Таймырский полуостров. Сами себя нганасаны называют «няа» — товарищ. В России насчитывается 862 товарища, из них в нашем крае — 732 (при этом нганасанским языком владеет всего 125 человек).
Нганасаны — искусные оленеводы, в их языке существует более 20 слов для обозначения этого животного в зависимости от возраста, внешнего вида, ветвистости рогов и других признаков.
Нганасаны славились своим устным фольклором. Например, у них существовало состязание в остроумии «кайнгэймэкуми», когда двое парней садились по сторонам от своей избранницы и сочиняли иносказательные песни. Тот, кто не мог понять смысл текста соперника, считался побежденным. А «ситаби» — героические поэмы о богатырях — могли рассказываться или петься круглые сутки!
Фото: trinixy
Кеты Раньше были известны как енисейские остяки. На территории Красноярского края их насчитывается около 1200 человек, проживают они в Туруханском, Эвенкийском и Енисейском районах. Кетский язык на сегодняшний день является последним живым представителем енисейской языковой семьи — число носителей, по оценкам специалистов, не превышает 150 человек. Другие родственные ему языки — пумпокольский, аринский, ассанский — исчезли еще в 18-19 веках вместе с последними носителями.
Кеты известны тем, что еще до прихода русских в Сибирь они освоили металлургию и изготавливали охотничьи орудия. Наконечники своих стрел кеты смазывали ядом из разложившегося рыбьего жира.
Фото: ethnic
Юги Наконец, №1 в списке малочисленных народов Красноярского края. По данным переписи 2010-го года, остался всего один (!) носитель югского языка. Да и то неизвестно, остался ли еще — шесть лет прошло.
Когда-то юги, сами себя называвшие юганами, населяли среднее течение Енисея, в основном территорию Туруханского района. Вплоть до 2002 года они не выделялись как самостоятельный народ и учитывались как кеты, а в 2002 году в России были зарегистрированы 19 югов. Их язык находится на грани исчезновения, что и понятно, учитывая единственного живого носителя. Увы, даже фотографий этих аборигенов не нашлось.