В Красноярском крае обсуждается ситуация с предстоящей продажей ОАО «Красноярскнефтепродукт», 77% акций которого принадлежит региону. Сейчас в качестве основных покупателей рассматриваются вертикально интегрированные нефтяные компании — ВИНКи. Рассказываем, чем это грозит рынку топлива в регионе и простым красноярцам.По экспертным оценкам, доля ВИНК в поставках моторного топлива на территорию Красноярского края составляет 85%, на долю «Роснефти» приходится около 65%, «Газпромнефти» — около 20%. При этом нефтяные компании заинтересованы в расширении своего присутствия на розничном рынке региона — для получения большей прибыли. Но приоритетным направлением развития в Красноярском крае для ВИНКов является, конечно, Красноярск — в связи с большой емкостью розничного рынка. Развитие фирменной розничной сети в районах для крупных нефтяных компаний не представляет интереса — объем реализации на этих АЗС низкий и не позволяет окупить вложения.
Автозаправочные станции в удаленных районах имеют социальную направленность: они обеспечивают нефтепродуктами не только жителей районов, но и экстренные службы типа МЧС, скорой или полиции. Сегодня обеспечением удаленных районов топливом занимается в основном «Красноярскнефтепродукт» — и краевая власть может влиять на ценовую политику.
фото: 24auto.ru
Большинство экспертов сходятся во мнении, что при продаже ОАО «КНП» рычагов влияния на данный процесс у властей не останется. В то же время крупные нефтяные компании рассматривают продажу горючего прежде всего с точки зрения экономической эффективности.
Поэтому прогнозы на случай приобретения актива каким-нибудь ВИНКом дают самые неутешительные: закрытие нерентабельных АЗС на территории удаленных районов, консервация и ликвидация нефтебаз, принадлежащих ОАО «КНП», сокращение штата сотрудников, сокращение налоговых отчислений в краевой бюджет, и самое главное — жесткое, бесконтрольное установление цен для скорейшей окупаемости приобретенного.
Сейчас нефтяные компании ведут себя по-разному. У Роснефти в Красноярском крае и добывающие предприятия, и нефтеперерабатывающий завод, и сеть АЗС — причем практически все в районах края. Она занимает примерно 1% рынка и существенного влияния на розничный рынок не оказывает.
«Газпромнефть» куда агрессивней. Во-первых, компания активно развивает свою розничную сеть: 48 АЗС на территории края, из них 34 в Красноярске — это более 20% рынка по количеству АЗС и более 50% по объему розничных продаж на рынке города.
Во-вторых, «Газпромнефть», контролируя всю цепочку производственного процесса, получает сверхприбыли, зарабатывая на добыче и продаже нефти, переработке нефти и сбыте нефтепродуктов. За счет сверхдоходов компания может устанавливать цены ниже рыночных на своих автозаправках в регионе, что негативно влияет как на объемы реализации, так и на показатели экономической эффективности независимых сетей. Такая ценовая политика ставит независимых розничных игроков в крае, в том числе и ОАО «КНП», на грань выживания.
фото: Dela.ru
Как говорят эксперты рынка, чтобы нормально существовать, поддерживать инфраструктуру, выплачивать зарплаты сотрудникам, соблюдать все необходимые нормы и правила эксплуатации автозаправки, торговая наценка должна составлять 18% — в Красноярске же в последние несколько месяцев она была 5-8%.
Так, по данным Thomson Reuters Kortes, стоимость бензина Аи-92 в январе 2017 года в Красноярском крае была самая низкая в стране — 34,29 рубля за литр, в то время как в целом по России средняя розничная цена в январе составила 35,57 рубля за литр.
Сложившаяся ситуация подтверждает направленность политики «Газпромнефти» на разорение независимых розничных сетей Красноярского края. Повышая оптовые цены (в начале года на бирже Аи-92 подорожал на 8% за тонну, Аи-95 — на 5%), «Газпромнефть» искусственно сдерживают стоимость нефтепродуктов на своих АЗС, что приводит к значительному оттоку клиентов от независимых игроков и, соответственно, к убыткам региональных компаний, в том числе ОАО «КНП». Таким образом, «Газпромнефть» может получить контроль над АЗС независимых розничных игроков путем их приобретения или аренды.
Переформатирование розничного рынка края в сторону его монополизации крупными нефтяными компаниями может повторить сценарии Иркутской области, южных и центральных районов России. В этих регионах передел рынка практически завершен и наблюдается жесткое, бесконтрольное установление цен, без учета специфики экономической ситуации в регионе.
Так одни из самых высоких цен на бензин Аи-92 в январе 2017 года среди городов Сибирского федерального округа зафиксированы в Забайкальском крае (38,46 рубля) и Иркутске (36,92 рубля), а одна из самых низких цен — в Красноярске (34,29 рубля).
В общем, одной из важнейших задач для краевых властей стало понимание ситуации на топливном рынке и принятие адекватных мер, направленных на сохранение и защиту краевого предприятия ОАО «КНП» и независимых розничных игроков, а также реакция на агрессивную политику «Газпромнефти» в регионе. Потому что всё это напрямую связано с экономической безопасностью региона, рыночными механизмами регулирования розничного рынка нефтепродуктов и топливной независимостью Красноярского края.