Как говорит Ирина Чебина, за полем ухаживают два гринкипера, которые регулярно, примерно раз в три дня стригут траву. Иногда их работа превращается в бесконечное подстригание: «Когда кипер доберется до последнего участка, который нужно обработать, трава на первом уже вновь вырастает — и так по кругу».
Всего в «Орлиных холмах» работают пять человек: помимо киперов это директор клуба, сама Ирина Чебина и один из тренеров сборной Красноярского края по гольфу Вячеслав Анисимов, которые занимаются хозяйственной и административной работой, а также организуют турниры, детские секции и прочие мероприятия.
Содержание стандартного гольф-поля, по прикидкам Валерия Чебина, может обходиться минимум в 50-70 миллионов рублей ежегодно. «Но это не наш вариант, — поясняет он, опять же не раскрывая цифр. — У нас многие элементы классического поля отсутствуют — такой кантри-стайл». Несмотря на это, «Орлиные холмы» все равно убыточны, сетует Чебин, и содержатся за счет его основного бизнеса.
Главный тренер сборной России по гольфу Игорь Ивашин в беседе с «ПМ» пояснил, что выжить только за счет платежей за игру не сможет ни одно поле в стране. Деньги в гольфе получают благодаря недвижимости — на аренде или продаже домов на территории гольф-комплексов. Многие российские проекты, которые позиционируются как гольф-клубы, по сути, являются коттеджными поселками или парк-отелями, отмечали в «РБК-Недвижимость », а наличие гольф-клуба в составе жилого комплекса повышает цену жилья в среднем на 15-20%.
В «Орлиных холмах» есть несколько простых деревянных домиков, однако они, как говорит Чебин, не предназначены для «житья на выходных». В них останавливаются и питаются только спортсмены, приезжающие на соревнования, причем большая часть из них живет бесплатно.
— На нашем поле можно заработать, только если порезать его на участки и продать под коттеджи, — говорит Валерий Чебин. — Место рядом с Черной сопкой — красивое, большое, экологически чистое. Конечно, были предложения — как без этого? Я всегда отказывался. В «Орлиных холмах» речи о зарабатывании денег не идет — мы популяризируем и развиваем гольф. «Орлиные холмы», по его словам, это демократичный и публичный клуб. Одно посещение будет стоить в пределах 1 500 рублей, по субботам проходит день открытых дверей, когда погонять мяч можно за 1 000 рублей. В московских клубах, для сравнения, цены могут доходить и до 18 тысяч за игру.
***
По подсчетам Чебина, за годы существования клуба через него прошли тысяч 20-25 человек. Тех, кто регулярно занимается гольфом в Красноярске сейчас, — человек 100-150.
Тренер сборной края Вячеслав Анисимов поясняет, что гольф делится на спортивный и любительский. Спортивному гольфу в «Орлиных холмах» обучают в детских секциях, кроме того, в 2015 году его ввели в учебную программу СФУ. «Среди студентов запрос на гольф огромный — когда мы впервые объявили набор на 100 мест в университет, то записаться пришли 500 человек», — рассказывает Валерий Чебин. Сейчас студентов-гольфистов СФУ — 200 человек, в этом году хотят набрать еще 100.
У детей и студентов есть шанс попасть в сборные края по гольфу, которых у нас уже несколько: юниорская, сборная СФУ и краевая. Игорь Ивашин отмечает, что на различных соревнованиях группа спортсменов из Красноярска всегда одна из самых многочисленных и «всегда в призах»: «С Москвой, где лучше всего развита инфраструктура, конечно, красноярцы пока не могут состязаться, но с другими регионами — с Санкт-Петербургом, Ростовом, Казанью — они давно конкурируют».
При этом в «Орлиных холмах» проводятся и собственные соревнования, например, Чемпионат Сибири и Дальнего Востока или клубный турнир.
***
Игроков-любителей в Красноярске, по словам тренера Вячеслава Анисимова, около 50 человек, из них человек 30 регулярно участвуют в турнирах. Остальные выезжают на поле в среднем два-три раза в месяц. Кроме них есть еще игроки, которые появляются пару раз за сезон по записи либо на каких-либо мероприятиях.
«Конечно, есть мнение, что в гольф играют только миллионеры или пенсионеры, а если миллионер-пенсионер в одном лице, то это сразу чистый гольфист, — иронизирует президент Красноярской федерации гольфа Ирина Чебина. — На самом деле это не так». По ее словам, среднему красноярскому гольфисту-любителю 30-35 лет и, как правило, у него есть свой бизнес — не обязательно миллионный.
Но и миллионеры на просторах «Орлиных холмов» встречаются запросто, хотя их имена афишируются здесь не очень охотно. Один из первых красноярских гольфистов — директор Института медицинской косметологии Сергей Кузнецов. «Очень ярым игроком» оказался тот же Константин Егоров, который участвует во всех турнирах и «готов играть и в дождь, и в ветер». Часто с клюшкой на поле можно встретить спикера заксобрания края и президента СФУ Александра Усса.
Вячеслав Анисимов мечтает организовать бизнес-лигу по гольфу — личные или корпоративные турниры среди красноярских бизнесменов. Если в России сделки обычно обсуждались в банях, то за рубежом столом переговоров становятся гольф-площадки, поясняет Анисимов. «Вот наши бизнесмены едут на сделку за границу, в Москву, коллеги их приглашают на гольф-поле, а они не знают ничего о гольфе, — размышляет он. — Хотелось бы, чтобы наши красноярские бизнесмены знали хотя бы, какой клюшкой куда ударить».
Сами иностранцы, приехавшие в Красноярск по делам или как туристы, кстати, — нередкие гости в «Орлиных холмах». «Сибирь у всех ассоциируется с медведями, зимой. Поэтому японцы, американцы, австралийцы — все, кто оказывается в Красноярске — очень удивляются, когда узнают, что здесь есть гольф. Обязательно приходят поиграть, выкладывают фото в соцсетях, потом получают отзывы: «Ты играешь в гольф? А ты уверен, что ты в Сибири? Где медведи?» — говорит Ирина Чебина.
Все игроки, по мнению Чебиной, ставят перед собой разные цели на поле. Кто-то просто развлекается, кто-то следит за своим здоровьем. «Гольф — это же не просто клюшкой ударить. Пока мяч загонишь в лунку, можно не один километр по сложной местности пройти, так что сердечнососудистая система должна быть готова к нагрузкам».
У кого-то, впрочем, цели более меркантильные — наладить с помощью гольфа деловые или даже личные отношения. «Бывало, что девушки специально ездили играть в гольф, чтобы найти мужа и некоторые находили, — рассказывает Чебина. — Кто-то после этого сразу бросал гольф, а кто-то играет до сих пор».
Ирина Чебина