Posted 13 декабря 2017, 08:59

Published 13 декабря 2017, 08:59

Modified 29 мая 2023, 09:20

Updated 29 мая 2023, 09:20

За зеленым забором: тайна знаменитого пустыря в центре Красноярска

13 декабря 2017, 08:59

«Проспект Мира» рассказывает историю участка в центре Красноярска, где сто лет назад находилась одна из самых дорогих усадеб в городе, а последние десять лет — пустырь, на котором таинственные бизнесмены хотят построить отель.

Усадьба госпожи

Неровный зеленый забор c рекламными баннерами на перекрестке улиц Ленина и Перенсона, напротив стадиона «Локомотив», давно стал частью местного пейзажа, и кажется, будто был здесь всегда. Забор прикрывает строительный мусор и заросший бурьяном пустырь, посреди которого вырыт котлован. Изредка сюда заходят покурить сотрудники силовых ведомств из зданий на другом углу квартала; какой-то прочей активности на пустыре не заметно.

Но еще десять лет назад на этом месте стояли остатки усадьбы мещанки Этли (вариант имени Эстер) Франкфурт. Усадьба была построена в конце девятнадцатого – начале двадцатого века на стыке улицы Благовещенской и Почтамтского переулка (сейчас соответственно Ленина и Перенсона). По соседству находился участок купеческого семейства Гадаловых, на котором в августе 1912-го открылся электротеатр «Художественный» (в будущем – «Совкино», кинопарк «Пикра», ресторан «Короли и капуста»), спроектированный архитектором Сергеем Дриженко.

Вид на бывший электротеатр и усадьбу. Фото: forum.24auto.ru

Вид на часть усадьбы и электротеатр, 1940-е. Фото: Fotoyarsk.ru 

На сайте Krasplace пишут, что из-за строительства дома госпожи Франкфурт в Красноярске сто лет назад пришлось уточнять строительные правила. Склад со стройматериалами во время стройки занял «более чем до половины улицы» и затруднял проезд в этой части города. У полиции, однако, не было законных оснований заставить собственников убрать склад, поэтому в городские правила добавили пункт о том, что при строительстве можно занимать пространство не более двух сажень (4,32 метра) от границы владения. 

Усадьба Франкфурт состояла из двух двухэтажных деревянных домов и жилых каменных конюшен во дворе. Один из домов вплотную примыкал к электротеатру «Художественный». В 1916 году усадьба была одной из 50 самых дорогих в Красноярске и оценивалась в 22 228 царских рублей. Сама Этля Франкфурт входила в число зажиточных красноярцев и владела меховым магазином в городе, рассказывает учёный секретарь Красноярского краеведческого музея Наталья Орехова. К сожалению, информации об Этле практически не сохранилось.

Известно, что меховой магазин Франкфурт находился в здании по нынешнему адресу Мира, 57. Сейчас этот дом-памятник называется особняк или дом Франкфурта. Изначально здание принадлежало состоятельной представительнице еврейской общины города П.Ш. Вишневецкой, здесь была первая книжная лавка в Красноярске. Позже особняк купил и перестроил мещанин Франкфурт, который и открыл там меховой магазин.

По данным краевого архива, некий купец Товель Шимонович Франкфурт в 1916-1917 годы был членом правления красноярской еврейской общины. Имел ли он отношение к Этле Франкфурт, достоверно неизвестно. Однако в одном из номеров газеты «Красноярский рабочий» за 1917 год упоминается, что «местный купец Т.Ш. Франкфурт» пожертвовал 30 полушубков (то есть меховых изделий) на обмундирование пожарной части. Из чего можно предположить, что связь между Этлей и Товелем Франкфуртами всё же могла быть.


Здание электротеатра и дом Франкфурт с вывеской фотоателье, 1913 год. Фото: kraskompas.ru

В доме Франкфурт возле электротеатра в начале прошлого века находились фотоателье И.Е. Упаткина и Моисея Шапиро. Шапиро был учеником-подсобником одного из первых красноярских фотографов Менделя (Михаила) Аксельрода, хозяина ателье на Воскресенской улице (проспекте Мира). По некоторой информации, Шапиро купил у Аксельрода ателье и открыл его уже на втором этаже дома Франкфурт. 

В двадцатые годы Моисей Шапиро с семьей переехал в Москву, а в усадьбе Франкфурт советские власти расположили квартиры. Облик квартала постепенно менялся: электротеатр «Художественный» стал кинотеатром «Совкино» и после реконструкции в 1960-х утратил прежний вид, на углу Мира — Перенсона выросло здание в сталинском ампире (будущее управление наркоконтроля).

Дом, в котором было фотоателье Шапиро, вскоре после реконструкции кинотеатра снесли. В оставшейся части усадьбы Франкфурт люди продолжали жить вплоть до 2000-х, хотя дом ветшал и часть жильцов расселили в конце 1980-х.

Снос дома Франкфурт. Фото: Андрей Седов

От Франкфурт до «Милана»

Уже в новые времена на участок в самом центре города появились большие девелоперские планы. В 1994 году красноярское «Проектное бюро Бальцера» разработало проект гостиничного комплекса «Милан» на месте бывшей усадьбы и кинотеатра «Совкино».

«Участок в центре города оказался просто начинен историзмами: на углу улиц Перенсона и Ленина стояла ныне безнадежно утраченная деревянная усадьба начала двадцатого века, в глубине двора — сохранившиеся каменные конюшни, — вспоминал автор проекта архитектор Сергей Бальцер. — [Усадьба] Франкфурт имела весьма сдержанный декор деревянного орнамента, но через дорогу стоит Суриковское училище, и два здания поддерживали друг друга незримыми нитями ушедшей эпохи». 

Архитектор предложил довольно деликатный по отношению к старинным зданиям на Перенсона проект. Идея была в том, чтобы восстановить оригинальный облик электротеатра и разместить в нем вестибюльную группу отеля, а деревянную усадьбу реконструировать, превратив в бизнес-центр: «Постмодернистский объем гостиницы объединял [бы] в единый комплекс и деревянную усадьбу, и старые каменные конюшни, и восстановленное здание Дриженко».

«Корпус гостиницы смещался вглубь от улицы, к остаткам каменных конюшен Франкфурт, пространство между конюшнями и новым зданием превращалось в атриум со стеклянной крышей, а фасад конюшен, где разместились бы номера гостиницы, становился частью изысканного интерьера», — описывал Сергей Бальцер.

По его словам, проект гостиничного комплекса даже утвердил Совет отдела культуры края, «но строительство закончилось возведением шикарного зеленого строительного забора из полированной ангарской сосны».

Проект гостиничного комплекса «Милан». Фото: baltser.ru

«Сибстоун»

В октябре 1999 года в бывшем «Совкино» открылся первый широкоформатный кинотеатр в Красноярске кинопарк «Пикра», который уже ничего общего с проектом Бальцера не имел. Территорию же бывшей усадьбы Франкфурт мэрия в 2000 году сдала в аренду компании «Сибстоун» Сергея Шапочкина. В будущем фирма прославится своими недостроями на улицах Копылова и Баумана, где одни и те же квартиры продавались разным дольщикам по два и три раза. Затем «Сибстоун» попадёт под банкротство, а сам Шапочкин из-за мошенничества на долевом рынке — за решётку.

Но пока до этих скандалов далеко, «Сибстоун» собирается возвести на месте домов Франкфурт «общественно-коммерческий комплекс» площадью девять тысяч «квадратов». К сентябрю 2005-го компания даже расселила жителей деревянного дома, еще живших тут, потратив на это около 1 миллиона долларов, и снесла часть бывшей усадьбы.

Проблемой для строителей, однако, стало то, что усадьба к тому моменту была выявленным объектом культурного наследия — то есть ожидала признания или непризнания памятником архитектуры — и охранялась государством. В январе 2007 года суд признал Сергея Шапочкина виновным в незаконном уничтожении здания, однако дело против него сразу прекратили из-за истечения двухгодичного срока давности. 


Вид на забор, декабрь 2017.

В то же время в судах оспаривалось разрешение на строительство делового центра, которое мэрия выдала «Сибстоуну», а красноярские архитекторы спорили с властями о судьбе полуразрушенного деревянного дома Франкфурт. Предлагалось полностью восстановить здание, снести остатки дома до конца либо сохранить только оставшуюся часть дома и использовать её в проекте застройки. 

Скоро, впрочем, спорить стало не о чем. В апреле 2006 года из-за «неосторожного обращения с огнём неустановленными лицами» в бывшей усадьбе загорелись стены, пострадало 70 квадратных метров внутри здания. А утром 19 мая 2007 года в результате второго пожара дом выгорел полностью. Пожарные назвали виновниками бомжей, «[которые] развели в здании костёр, чтобы подогреть еду». 

Общественники требовали, чтобы Шапочкин восстановил сгоревшую усадьбу, однако вместо этого в 2008 году «Сибстоун» вырыл на участке тот самый котлован и, вбив пару свай, зарегистрировал его как объект незавершенного строительства. 

Спустя год началось банкротство строительной компании, в результате участок на Ленина – Перенсона перешел кипрскому оффшору «Аледанио Корпорейт Лимитед». Кипрская компания была дольщиком недостроя на Копылова и бывшие владения Франкфурт находились у нее в залоге. Назначенный конкурсный управляющий «Сибстоуна» в конце 2012-го дважды пытался продать землю в центре города в счет долга — сначала за 80, затем за 72 миллиона рублей. Однако покупателей не нашлось, и тогда «Аледанио Корпорейт Лимитед» выразила «согласие на оставление предмета залога», получив права на участок.

Таинственный бизнесмен

Наконец, от киприотов пустырь Франкфурт достался его нынешним собственникам. Сайт «Дела.ру» писал, что в 2013 году права на участок выкупил некий таинственный бизнесмен, владеющий массой недвижимости в центре Красноярска.  Один из участников рынка недвижимости сказал «Проспекту Мира», что этого предпринимателя зовут Олег Кузнецов и тот планировал строить на пустыре отель.

В конце 2014 года на сайте «Архитектурного бюро Дубовика» был опубликован проект гостиничного комплекса на перекрестке Ленина – Перенсона с условным названием Kuznetsoff Palace («Дворец Кузнецова»).

«Дворец Кузнецова» Фото: Архитектурное бюро Дубовика, 2014 год.

Судя по эскизам, у гостиницы должно было быть четыре этажа, по высоте она превосходила бы бывший кинопарк «Пикра» (сейчас — здание ресторана «Короли и капуста»). Угол гостиницы величал бы купол, делающий ее похожим на бывший торговый дом купца Гадалова (корпус аграрного университета), который находится аккурат по диагонали от пустыря. Впрочем, в январе 2017-го в сети появился более свежий проект, в котором здание уже ниже и без купола, а отель называется скромно — «Апартаменты».

Заказчиком проектов была компания «Галион Плюс». Именно она, по данным Росреестра, с октября 2015-го до октября 2018-го арендует бывшие владения Франкфурт. Директором «Галиона Плюс» значится Андрей Путинцев, учредителем — Наталья Кузнецова. Путинцев руководит также фирмой с библейским названием «Армагедон» (sic! — прим.ред), которой владеет Олег Кузнецов.

Среди заметных активов Кузнецова, по данным сервиса «Контур. Фокус», есть, например, около 40% акций АО «Гостиница «Октябрьская». Контрольный пакет (51%) принадлежит руководителю гостиницы «Красноярск» Ростиславу Кутузову, который и выкупил «Октябрьскую» у края в 2015 году.

Помимо этого, Кузнецову, по словам источника «ПМ», действительно принадлежит множество объектов недвижимости в Красноярске: «Начинал он с того, что в 1990-х женился на дочке начальника Красноярской железной дороги Шиповалова. У Железной дороги тогда было огромное количество недвижимости в Красноярске. Потом эта недвижимость оказалась в руках начальника КрасЖД».

Юрий Шиповалов руководил красноярской железной дорогой с 1994 по 2000 годы, с его полным тезкой у Олега Кузнецова есть совместная охотничья компания «Сибирь Авиа» в Манском районе. Супругой Олега (возможно, бывшей) является владелица «Галион Плюс» Наталья Юрьевна Кузнецова, которая сейчас живет в Швейцарии, уточняет собеседник «ПМ». При этом ее доля в «Галион Плюс» находится в залоге у некой компании «Сторно». Кроме того, Кузнецова вместе с депутатом заксобрания края Юрием Данильченко владеет ЗАО «Сибирский Сафари Клуб».

«Дворец Кузнецова» Фото: Архитектурное бюро Дубовика, 2014 год.

Начнется ли какое-нибудь строительство на пустыре Франкфурт и когда, неясно. По телефонному номеру «Галион Плюс» отвечают, что «вызов данного абонента запрещён». В «Архитектурном бюро Дубовика» пояснили, что этим участком бюро не занимается более года и никакой свежей информации у них нет. С Олегом Кузнецовым связаться не удалось.

В департаменте градостроительства мэрии «ПМ» сказали, что за разрешением на строительство на этом участке к ним не обращались со времен «Сибстоуна». При этом почти половина пустыря с 2017 года находится в охраняемой зоне объектов культурного наследия, «что практически запрещает там строительство». «Должен быть очень деликатный проект, чтобы получить разрешение. Возможно, поэтому до сих пор ничего не построено», — предположили в департаменте.

Какой именно объект делает участок охранной зоной, тоже не совсем понятно. На сайте агентства по госохране объектов культурного наследия усадьба Франкфурт до сих пор числится в списке выявленных. При этом в феврале 2017-го край отказался внести усадьбу в список памятников архитектуры — когда она уже почти 10 лет не существовала.

Второй проект гостиницы, 2017 год. 

При участии Владиславы Александрович.

Подпишитесь