Posted 13 декабря 2017, 08:59
Published 13 декабря 2017, 08:59
Modified 29 мая 2023, 09:20
Updated 29 мая 2023, 09:20
«Проспект Мира» рассказывает историю участка в центре Красноярска, где сто лет назад находилась одна из самых дорогих усадеб в городе, а последние десять лет — пустырь, на котором таинственные бизнесмены хотят построить отель.
Неровный зеленый забор c рекламными баннерами на перекрестке улиц Ленина и Перенсона, напротив стадиона «Локомотив», давно стал частью местного пейзажа, и кажется, будто был здесь всегда. Забор прикрывает строительный мусор и заросший бурьяном пустырь, посреди которого вырыт котлован. Изредка сюда заходят покурить сотрудники силовых ведомств из зданий на другом углу квартала; какой-то прочей активности на пустыре не заметно.
Но еще десять лет назад на этом месте стояли остатки усадьбы мещанки Этли (вариант имени Эстер) Франкфурт. Усадьба была построена в конце девятнадцатого – начале двадцатого века на стыке улицы Благовещенской и Почтамтского переулка (сейчас соответственно Ленина и Перенсона). По соседству находился участок купеческого семейства Гадаловых, на котором в августе 1912-го открылся электротеатр «Художественный» (в будущем – «Совкино», кинопарк «Пикра», ресторан «Короли и капуста»), спроектированный архитектором Сергеем Дриженко.
Вид на бывший электротеатр и усадьбу. Фото: forum.24auto.ru
Вид на часть усадьбы и электротеатр, 1940-е. Фото: Fotoyarsk.ru
На сайте Krasplace пишут, что из-за строительства дома госпожи Франкфурт в Красноярске сто лет назад пришлось уточнять строительные правила. Склад со стройматериалами во время стройки занял «более чем до половины улицы» и затруднял проезд в этой части города. У полиции, однако, не было законных оснований заставить собственников убрать склад, поэтому в городские правила добавили пункт о том, что при строительстве можно занимать пространство не более двух сажень (4,32 метра) от границы владения.
Усадьба Франкфурт состояла из двух двухэтажных деревянных домов и жилых каменных конюшен во дворе. Один из домов вплотную примыкал к электротеатру «Художественный». В 1916 году усадьба была одной из 50 самых дорогих в Красноярске и оценивалась в 22 228 царских рублей. Сама Этля Франкфурт входила в число зажиточных красноярцев и владела меховым магазином в городе, рассказывает учёный секретарь Красноярского краеведческого музея Наталья Орехова. К сожалению, информации об Этле практически не сохранилось.
Известно, что меховой магазин Франкфурт находился в здании по нынешнему адресу Мира, 57. Сейчас этот дом-памятник называется особняк или дом Франкфурта. Изначально здание принадлежало состоятельной представительнице еврейской общины города П.Ш. Вишневецкой, здесь была первая книжная лавка в Красноярске. Позже особняк купил и перестроил мещанин Франкфурт, который и открыл там меховой магазин.
По данным краевого архива, некий купец Товель Шимонович Франкфурт в 1916-1917 годы был членом правления красноярской еврейской общины. Имел ли он отношение к Этле Франкфурт, достоверно неизвестно. Однако в одном из номеров газеты «Красноярский рабочий» за 1917 год упоминается, что «местный купец Т.Ш. Франкфурт» пожертвовал 30 полушубков (то есть меховых изделий) на обмундирование пожарной части. Из чего можно предположить, что связь между Этлей и Товелем Франкфуртами всё же могла быть.
В двадцатые годы Моисей Шапиро с семьей переехал в Москву, а в усадьбе Франкфурт советские власти расположили квартиры. Облик квартала постепенно менялся: электротеатр «Художественный» стал кинотеатром «Совкино» и после реконструкции в 1960-х утратил прежний вид, на углу Мира — Перенсона выросло здание в сталинском ампире (будущее управление наркоконтроля).
Дом, в котором было фотоателье Шапиро, вскоре после реконструкции кинотеатра снесли. В оставшейся части усадьбы Франкфурт люди продолжали жить вплоть до 2000-х, хотя дом ветшал и часть жильцов расселили в конце 1980-х.
Снос дома Франкфурт. Фото: Андрей Седов
Уже в новые времена на участок в самом центре города появились большие девелоперские планы. В 1994 году красноярское «Проектное бюро Бальцера» разработало проект гостиничного комплекса «Милан» на месте бывшей усадьбы и кинотеатра «Совкино».
«Участок в центре города оказался просто начинен историзмами: на углу улиц Перенсона и Ленина стояла ныне безнадежно утраченная деревянная усадьба начала двадцатого века, в глубине двора — сохранившиеся каменные конюшни, — вспоминал автор проекта архитектор Сергей Бальцер. — [Усадьба] Франкфурт имела весьма сдержанный декор деревянного орнамента, но через дорогу стоит Суриковское училище, и два здания поддерживали друг друга незримыми нитями ушедшей эпохи».
Архитектор предложил довольно деликатный по отношению к старинным зданиям на Перенсона проект. Идея была в том, чтобы восстановить оригинальный облик электротеатра и разместить в нем вестибюльную группу отеля, а деревянную усадьбу реконструировать, превратив в бизнес-центр: «Постмодернистский объем гостиницы объединял [бы] в единый комплекс и деревянную усадьбу, и старые каменные конюшни, и восстановленное здание Дриженко».
«Корпус гостиницы смещался вглубь от улицы, к остаткам каменных конюшен Франкфурт, пространство между конюшнями и новым зданием превращалось в атриум со стеклянной крышей, а фасад конюшен, где разместились бы номера гостиницы, становился частью изысканного интерьера», — описывал Сергей Бальцер.
По его словам, проект гостиничного комплекса даже утвердил Совет отдела культуры края, «но строительство закончилось возведением шикарного зеленого строительного забора из полированной ангарской сосны».