В истории красноярской рекламы много славных страниц. Сегодня мы вспомним о самых дерзких, необычных и шокирующих рекламных акциях, многие из которых поначалу таковыми не выглядели.
Одна из самых дерзких акций за всю историю красноярского PR. Аттракцион был задуман и воплощен в 2003 году сотрудниками «Роева ручья» и журналистами «Комсомольской правды». Через зоопарк в СМИ был разослан релиз о cнежном человеке, пойманном ассистентами профессора Брейнфакера в районе Саян. Существо назвали Стасиком и якобы отправили в Москву, но «Роев ручей» уговорил столицу оставить чудо-юдо у нас на один день. Тем временем в офисе «Комсомолки» был сшит костюм из искусственного меха, в который упаковался сотрудник газеты Станислав Патриев. Ряженый журналист был обвален в грязи и предстал перед камерами местных телеканалов в роли йети.
Тележурналисты хоть и смекнули, что к чему, но прикол портить не стали и выдали информацию в эфир на максимально серьезных щах. В итоге на следующий день, то есть 1 апреля, у зоопарка собралась толпа примерно в 30 тысяч (!) человек, желающих посмотреть на криптозоологическую диковину. Журналист в это время сидел в теплом вольере в клетке между павианами и тигром, и вовсю изображал дикого человека. Стучал костями по прутьям, обливался пивом и вообще вел себя некультурно.
Зрители разделились на две части. Одни безоговорочно верили в наличие йети, другие понимали, что их обманывают. Как вспоминает сам экс-снежный человек Станислав Патриев, после акции на него всерьез обиделась продавщица из магазина возле его дома: «Я пришла на йети посмотреть, заплатила деньги, а тут ты!». Посидев два часа, Стас сдал шкуру и пост дикого человека какому-то зоопарковому сторожу, но тот долго не продержался. На этом история красноярского алмасты закончилась.
Если вы завели себе заведение с названием «Бастилия», то идея поместить туда узника напрашивается как-то сама собой. Это и аутентично, и посетителей веселит, и инфоповод для СМИ неплохой. Но суровое российское законодательство не позволяет хватать первого встречного и тащить в камеру, поэтому узника пришлось стимулировать материально.
Красноярцу Алексею Орешникову предстояло просидеть в «Бастилии» 30 дней, собрать 300 тысяч лайков и получить за это 100 тысяч рублей. Алексей доблестно отбыл свой срок, устраивая стримы и фигача в социальные сети фотографии с места отсидки. 300 тысяч лайков он, конечно, не собрал, но какие-то деньги хозяева всё-таки выплатили. Их как раз хватило, чтобы закрыть счет за наетое и напитое в баре за месяц, ну а о моральных издержках человека, месяц просидевшего в пивной на Брянской, и речи не шло.
Бару, кстати, это не помогло. Через пару месяцев после того как Орешников откинулся, кабаку также прозвенел последний звонок.
В декабре 2013 года на красноярских остановках начали появляться люди, целиком вмерзшие в ледяные глыбы. Надо сказать, что погоды стояли такие, что естественное происхождение этих объектов казалось вполне вероятным. Пробиравшиеся в морозной мгле люди с испугом наталкивались на жертв заморозки, а самые отважные фотографировали замерзших и выкладывали фото в социальные сети.
Однако присмотревшись к ледяным людям, можно было заметить, что это всего лишь манекены. Ясно было, что это рекламная акция. Но чья? Интрига продержалась недолго: оказалось, что автор скульптур — изготовитель пельменей и других замороженных полуфабрикатов, компания «Олимп». Не знаем, подняла ли акция с названием «Хватит холодать» продажи, но шороху однозначно навела.
Рекламная акция, на которую купились многие местные СМИ и в том числе «Проспект Мира». Заключалась она в том, что в Красноярск якобы приехал мужчина из Благовещенска, которого выгнала жена, и теперь он будет ночевать в «Рюмочной №1». В доказательство по редакциям разослали фото спящего за стеклянными дверями заведения человека. Впоследствии оказалось, что всё это постановка и бездомного изображал специально нанятый актер театра Пушкина.
Но дело было сделано, свою дозу внимания «Рюмочная» получила.
Акция сети супермаркетов «Красный яр», вызвавшая в городе настоящее сумасшествие. Условия были простыми: купи в универмаге сети что угодно, отправь пин-код с чека в СМС, и можешь выиграть путевку в Италию. Рекламой был увешан весь город, и число желающих совместить покупку вечернего «Дошика» и поездку в Рим достигло многих тысяч человек. И хотя в Италию поехал только один, остальные принесли неплохой доход сети, придумавшей действительно отличную рекламную кампанию.
В 2013 году красноярские улицы вдруг заполонили баннеры, на которых мрачный мужчина с подбитым глазом извещал удивленное человечество о том, что «домашнее насилие бывает разным» и призывал мужчин, побиваемых женами, звонить по телефону горячей линии.
Впоследствии оказалось, что шок-контент принадлежит «12 каналу», запустившему новую передачу про мужиков, которых жены не пускают выпить с друзьями. Несмотря на это, по горячей линии обратились более 1000 мужчин, так что проблема домашнего насилия со стороны женщин оказалась ох как актуальна.
Еще одна акция «12 канала», начинавшаяся не как акция «12 канала». Заключалась она в том, что по городу Красноярску внезапно начала разъезжать грозная 21-я «Волга», таранящая автомобили людей с альтернативным взглядом на ПДД. Робин Гуда долго искали, пока не выяснили, что это опять куражится красноярское телевидение.
В 2010 году на экраны вышла серия роликов, снятая компанией «Линия производства» Олега Безруких. Рекламу снимали по заказу администрации края в рамках программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае на 2010-2012 годы». Ролики содержали максимально шокирующий контент.
Вот, например, текст одного из них.
«Я наркоман, это же болезнь! — говорит он. — Почему надо мной все смеются?!».
Голос за кадром, без «запикиваний»:
«Да нет, голубчик ты [гей].»
«Ну почему?!»
«Потому что все наркоманы — [геи]
После долгих споров ролики всё же были запущены в прокат, но эффект оказался не совсем таким, на который рассчитывали создатели. В частности, в одном из сюжетов парня кормили калом из унитаза, и вскоре по краю прокатилась волна школьных происшествий с похожим сюжетом. Школьные задиры, посмотрев ролик, поняли, что до сих пор упускали прекрасную возможность развлечься и немедля воплотили увиденное в жизнь. После этого ролики уже не показывали.