«У них абсолютно развязаны руки»: сотрудник штаба Навального рассказала о своем аресте

11 мая 2018, 20:55
null

До, во время и после несанкционированного митинга «Он вам не царь», 5 мая, в Красноярске задержали от 15 до 60 человек — точного числа нет и неделю спустя. Кому-то грозят уголовные дела, кому-то внушительные штрафы. Анна Калюта для «Проспект Мира» поговорила с Марией Маковозовой — 22-летней сотрудницей красноярского штаба Навального, которую из-за участия в агитационном ролике Алексея Навального на трое суток посадили под арест. О том, каково впервые сидеть в спецприемнике, почему она работает штабе и осознает ли риски своей работы.

Новое помещение штаба Навального не так просто заметить, хоть и находится оно в центре Красноярска. В углу небольшого помещения висит связка цветных гелиевых шаров, которые обычно дарят на праздники, на полу разбросаны красные кресла-мешки, на стенах в рамках висят плакаты с цитатами из предвыборной программы Алексея Навального.

Ну, началось! Уже на работы стали приходить! Он даже не активист штаба — он просто на митинг пришел! Говорят, что уволят в связи с несоответствием занимаемой должности. Хотят, чтобы он им доступ в телеграме к нашим чатам дал! — восклицают два молодых парня, которые оказались в штабе вместе с Марией.

Так, надо позвонить Яне (координатор красноярского штаба — прим. ред.), чтобы она срочно кикнула (удалила — прим. ред.) его из чата строго говорит миловидная Мария, которой на вид сложно дать больше 15 лет.

Всё-всё, он уже сам удалился.

Мария Маковозова

В 2011-м Маша начала активно следить за митингами на Болотной площади. Именно тогда она начала интересоваться политикой. Окончательное решение вступить в штаб Навального она приняла после того, как посмотрела документальный фильм ФБК «Он вам не Димон». На протяжении 5 месяцев девушка является официальным сотрудником штаба.

Я считаю, что у нас в России нет выбора и нет политиков. В Навальном меня восхищает его преданность делу и то, что он подвергает себя опасности, большому риску и продолжает это делать. Я считаю, что это единственная возможность России на какие-то перемены к лучшему.

Кроме Навального, девушке нравится мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман и депутат одного из муниципалитетов Москвы Илья Яшин. Почти все яркие, внесистемные оппозиционные политики, по ее мнению, чем-то интересны.

Мама Марии раньше работала нянечкой, а отец долгое время трудился на КРАМЗе. Они не очень довольны тем, чем занимается девушка. А для самой Марии ее семья является примером социальной несправедливости.

Мои родители почти всю жизнь работали на наше государство, и они не могли на те деньги, которые выплачивало им государство, достойно содержать своих троих детей. Мы нуждались мы не могли себе позволить каких-то элементарных вещей: новая одежда, здоровое питание, мы никогда не могли выехать куда-нибудь отдохнуть. И это ненормально, когда люди работают, пашут, но при этом они не могут содержать свою семью достойно.

Мария понимает, что не застала те времена, когда люди голодали и стояли в очередях за продуктами по талонам и не знает, что бы им сказала, если бы столкнулась с непониманием с их стороны. Но она точно уверена, что Россия может стать еще лучше.

Когда у нас в штабе проходила верификация, то к нам приходило много взрослых людей даже те, кому под 80 лет. Меня безумно впечатлило, что люди в таком возрасте еще могут прикладывать какие-то усилия к тому, чтобы изменить свою страну. 

28 апреля в группе красноярской команды Навального было опубликовано видео «Есть ли смысл идти на митинг 5.05?», в котором снималась Мария. Именно это видео послужило причиной для возбуждения дела.

тот самый ролик с участием Маковозовой

Задержание проходило удивительно. Я вышла из дома около 7 утра, чтобы отвести племянника в детский сад, и ровно в 8 на выходе из детского сада ко мне подошли два человека. Один из них показал мне удостоверение. У меня не было очков, а без них я плохо вижу с расстояния вытянутой руки. Я не смогла разглядеть ни удостоверения, ни лица, из-за чего было немного не по себе.

Когда Маша попросила прислать повестку, то услышала отказ: «Нет, вы с нами в любом случае проедете. Просто в одном случае вы проедете добровольно, а в другом — по 19.3 КоАП РФ» («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»).

Меня вынудили с ними поехать. После задержания всегда говорили, что я поехала добровольно и нахожусь я с ними тоже добровольно.

Согласно социальным сетям координатора красноярского штаба Яны Герасимовой и словам самой Марии, в течение трех часов после задержания и доставления в отделение полиции № 1 на нее не был составлен протокол задержания. Заместитель начальника 1-го отделения полиции майор Алексей Владимирович Шнайдер составил лишь протокол о нарушении. В течение этого времени она не ела, смогла попить только тогда, когда воду ей передали сотрудники штаба.

В 10 часов утра из полиции девушку доставили в суд. По словам Марии, судья отказалась рассматривать ее дело до 5 часов вечера. Мария понимала, что без составленного протокола о задержании часы ожидания могут не зачесть за время ареста, и покинула здание суда.

На улице меня удерживал силой, как я потом узнала, сотрудник полиции. Он не представил мне удостоверение и был в штатском. Вызвали наряд, который отвез меня в 5-е отделение полиции. Когда меня привезли в отделение, я все три часа просидела в кабинете участкового. Там очень хороший участковый, сочувствующий человек, который, очевидно, был в шоке от того, что за дичь происходит. Мне сейчас очень сложно восстановить картину по времени, потому что очень скоро у меня сел телефон, но протокол задержания на меня составили только в час дня в 5-м отделении полиции по моим требованиям.

Из отделения Маковозову всё-таки привезли в суд, где ее защищал адвокат из международной правозащитной группы «АГОРА» Владимир Васин.

На тот момент, когда сотрудники штаба искали мне адвоката, у меня не было связи вообще. Я приехала в суд и уже там, постфактум, встретилась с адвокатом. В спецприемнике я смотрела в стену, пила чай, читала.

В первый день ареста я сидела не одна, у меня была соседка, мы сидели в четырехместной камере. У меня началась аллергия — мне кажется, те подушки и матрацы вообще никогда не стирали. На вторые сутки моего ареста — в субботу — мы с адвокатом написали заявление с просьбой перевести меня в другую камеру. И меня перевели — в камеру со сквозной дыркой в стене на улицу. Там было довольно-таки свежо... Последние полтора суток я находилась там одна.

Из спецприемника Марию встречали волонтеры штаба, большинство из которых задерживали во время митинга, но отпустили в тот же день. В честь освобождения девушки они принесли к спецприемнику цветы и плакат.

фото: Татьяна Лапрад, «Сибирь.Реалии»

Мария живет с мамой, которая не знала о выходе видео с анонсом митинга, в котором снялась девушка. Задержание дочери стало для нее неожиданностью.

Мама попросила меня больше так не делать.

И ты больше не будешь?

Я скажу так: я очень не хочу возвращаться в спецприемник — мне там очень не понравилось. Я, конечно, ни в коем случае не откажусь от своих взглядов и деятельности. Но стоит быть осторожней — не из-за угрозы административного ареста, а просто потому, что... У нас люди, наделенные властью... У них абсолютно развязаны руки. В штабе Навального официально работают три сотрудника и около 15 активных волонтеров.

По словам девушки, задержаны были все сотрудники штаба – Мария и координатор штаба Яна Герасимова находились под административным арестом, а третьего сотрудника задержали, избили на митинге, после чего отпустили.

Нашего сотрудника Даниила Маркелова избили довольно сильно. Он сегодня уже во второй раз поехал в больницу. И дело не в том, что было много задержаний, а в том, что они были очень жесткие. Это просто удивительно. Я никак не могу объяснить эти действия, мы вообще не ожидали такого, что будет так жестко — потому что скоро инаугурация.

О своем будущем Мария говорит не очень охотно: она не планирует заниматься политикой серьезнее, чем сейчас, потому что, как говорит она сама, у нее нет политических амбиций:

Дальше я планирую продолжать делать то, что делаю. Хотелось бы в будущем видеть людей вокруг, как бы это выразить... Чтобы люди жили достойно, чтобы наши старики получали хорошие пенсии, чтобы у нас дети в школе получали бесплатное питание и бесплатные учебники, хорошие дороги, отремонтированные здания без протекающих крыш. Вот из таких мелочей строится вообще всё. Ну, и, в принципе, хотелось бы видеть своих сограждан более сознательными людьми.

#Редакция «ПМ» #Истории
Подпишитесь