Пешеходный переход на Центральном парке: за что его не любят и правда ли могут закрыть

2 июля 2018, 06:00
null

Представитель владельцев пешеходного моста между Центральным парком и набережной заявил, что закроет его. Так он отреагировал на критику чиновников и пользователей соцсетей, которым не нравятся новые летние кафе на террасе моста. «Проспект Мира» вспоминает историю частного моста и рассказывает, могут ли собственники и правда закрыть единственный надземный переход над Дубровинского.

«Когда водил гостей города по центру Красноярска, а попал в какой-то отменный адок», — в середине июня видео с таким описанием выложила в фейсбук красноярка Надежда Винокурова. В ролике несколько женщин под шлягер «Фантазер» танцуют в летнем кафе на виадуке между Центральным и набережной Енисея на улице Дубровинского.

Сезонные кафе здесь появляются каждое лето и возмущают часть красноярцев, обвиняющих хозяев в дурновкусии. Однако в этом году владельцы площадки построили под кафе новые, двухэтажные деревянные строения, чем рассердили горожан сильнее обычного. К традиционным обвинениям в «эстетическом беспределе» добавилось то, что кафе перегородили спуск к набережной — теперь, чтобы попасть к Енисею из парка, нужно сначала пройти через эти кафе. Впрочем, судя по комментариям в соцсетях и СМИ, у новых кафе нашлись и защитники, обрадовавшиеся, что примитивные шашлычки заменили приличными, на их взгляд, мансардами.

Кому принадлежит

Комплекс зданий с колоннами, смотровой площадкой и пешеходным мостом на Дубровинского появился в 2008 году к юбилею города, проект здания разрабатывало архитектурное бюро Сергея Бальцера. Здание состоит из двух корпусов, занимающих два участка, которые застройщики арендовали у мэрии: один площадью почти 4100 квадратных метров (возле парка), второй — 1431 (ближе к реке). Формально собственники комплекса и участков под ним менялись несколько раз, хотя все они связаны между собой. По данным краевого депутата Ильи Зайцева, в 2003 году участок возле парка на два года арендовала строительная компания «Атомстройинвест». Позже, как говорится в материалах одного из дел в картотеке арбитражного суда, компания продляла аренду до 2008 года, а затем до 2011 года.

Изображение: архив сайта baltser.ru

С 2012-го, как следует из материалов другого дела, участок у парка арендовали Татьяна Муравьева и Валерий Волков. Им же стал принадлежать и сам комплекс с пешеходным мостом. В 2013 году Муравьева и Волков уступили права на участок и здание компании «Кедр Трейд», основной вид деятельности которой — «распиловка и строгание древесины». Та, в свою очередь, передала управление комплексом управляющей компании «Бизнес-Горизонт».

Фото: архив сайта baltser.ru

Подробную историю прав на второй участок у Енисея «ПМ» найти не удалось, но, очевидно, она схожа с историей первого — по данным Росреестра, с 2015 до 2064 года землю снимает тот же «Кедр Трейд».

Все перечисленные компании, по данным сервиса «Контур.Фокус», связаны друг с другом через предпринимателя Олега Валерьевича Волкова. Он владеет «Атомстроинвестом», «Кедр-Трейдом» и «Бизнес-Горизонтом». Кроме того, ему принадлежат «Зыковский кирпичный завод» и еще с три десятка фирм в Красноярске и Березовском районе, через которые прослеживается связь с Татьяной Муравьевой и Валерием Волковым.

Фото: архив сайта baltser.ru

Что хотели сделать

В 2012 году Олег Волков рассказывал газете «Городские новости» о планах на комплекс (хотя само здание к тому моменту существовало уже несколько лет, в части внутренних помещений еще только шла отделка, летние кафе при этом уже работали).

По словам Волкова, помещения комплекса планировалось сдавать в аренду. В части здания возле парка хотели открыть спортивные залы, рядом с ними — ночной клуб и детское кафе. Внизу на набережной размещался бы филиал загса Центрального района, а на двух этажах над ним — рестораны.

Перед комплексом на набережной зимой планировалось заливать каток, а по периметру открытых площадок — организовать парк скульптур, включая фигуру ангела-хранителя семьи. «Это было бы символично, ведь сюда приезжают молодожены, — пояснял Волков. — Кстати, когда мы открывали мост, предложили красноярцам самим придумать ему название. Горожане дали имя мост Любви».

Первый эскиз 2006 года, изображение: архив сайта baltser.ru

Не всё из задуманного удалось реализовать. Так и не открылись спортивные залы и загс, не появился зимний каток. Зато частично, кажется, был воплощен парк скульптур — на площадках периодически появляются фигуры львов, медведей, грибов или атлантов. А в конце 2011-го в одном помещении комплекса работал и ночной клуб «Ноль», хотя просуществовал он недолго. Один из основателей клуба Андрей Сковородников-Эрлих пожаловался «ПМ», что аренда помещения в комплексе оформлялась тогда «очень мутно». «Не оформляли нормально договор аренды, не было необходимых документов, все сроки по подведению канализации и отопления провалены. И постоянно повышалась цена от изначального договора, — вспоминает он. — Поэтому мы оттуда и ушли в итоге».

Большинство помещений в комплексе пустует и сейчас, говорит «ПМ» директор компании «Кедр-Трейд» Александр Иванов. «Соотношение пустых и арендованных помещений плавающее: сейчас где-то 50 на 50, а в среднем 30% сдается и 70% пустует», — приводит данные он. Судя по 2ГИС, в обеих частях комплекса сейчас работает 21 организация, включая кальянную, магазин комиксов, квеструмы, ювелирное ателье, службы доставки цветов и другие.

Фото: Городские новости, 2012 год

Сдать в аренду все помещения, по словам Иванова, не получается, потому что часть из них до сих пор нужно достраивать — сейчас, например, не во всем комплексе есть отопление и вода. «Была задумка сделать массу маленьких молодежных недорогих офисов. Но чтобы сдавать помещения под офисы, надо подвести тепло, воду, водоотведение, — жалуется директор «Кедр-Трейда». — У нас есть разрешение на подведение, но цены на это дикие. Может, они посильны какому-то крупному предприятию, но нашему комплексу, который должен еще и прибыль приносить, надо как-то выкручиваться».

Выкручиваются, по словам Иванова, как раз с помощью летних кафе на террасе перед Центральным парком. «Я уже устал говорить, что летние кафе — это всего лишь мера по зарабатыванию денег, которые нужны, чтобы содержать и облагораживать здание, — поясняет он. — Чтобы дальше корабль плыл, пусть будут хотя бы деревянные весла: нет у нас бензина, так давайте деревянными веслами грести».

Фото: dela.ru

Критика

В этом году владельцев комплекса зданий на Дубровинского начали активно критиковать городские чиновники, СМИ и депутаты. В середине апреля депутат Илья Зайцев написал пост, в котором поставил под сомнение как законность размещения на пешеходном мосту летних кафе, так и строительства самого комплекса.

По данным Зайцева, разрешение на строительство «культурно-досугового центра» с пешеходным мостом компания «Атомстройинвест» получила в 2003 году. Оно, по словам депутата, действовало до конца того же года. К этой дате здание компания не построила, но разрешение на строительство при этом продлила лишь в марте 2007 года — до октября 2008-го.

В разрешении, как писал Зайцев, говорилось, что комплекс должен иметь два этажа, при этом оно действовало только для одного арендованного участка возле парка. На деле же между парком и набережной было построено четырехэтажное здание, опора которого размещалась уже на втором участке, у Енисея. Депутат настаивает, что таким образом застройщик нарушил законодательство.

В департаменте градостроительства мэрии «ПМ» подтвердили, что «Атомстройинвест» получал разрешение на строительство только на первом участке. Однако там отметили, что по градостроительным правилам тех лет компания имела право выйти за границы строительства, заняв и второй участок.

Фото: dela.ru

Зайцев со ссылкой на департамент градостроительства рассказал и о другом нарушении: владельцы комплекса, с его слов, до сих пор не получили разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. По мнению депутата, компания намеренно не ввела здание в эксплуатацию, так как отошла от изначального проекта строительства. «Возникает вопрос, как собственник получил документы на объект в Росреестре?», — писал он. В выписке Росреестра на здание указано, что его строительство окончилось в 2011 году, при этом данных о дате ввода комплекса в эксплуатацию в выписке нет.

Помимо этого, обнаружились проблемы с арендой участков, на которых стоит здание с виадуком. Во-первых, собственники скопили долги по аренде, по которым сейчас идет несколько судебных разбирательств. Зайцев называл сумму долга в 1,1 миллиона рублей за участок возле парка, в материалах арбитражного суда речь идет о 904,1 тысячи рублей за первый участок и 76,7 тысячи за землю у Енисея. Стоимость аренды составляет 32,3 тысячи рублей в месяц за первый участок и чуть менее 7 тысяч за второй. Как рассказали собственники каналу «Прима», сейчас неоплаченными остались 700 тысяч рублей долга.

Во-вторых, срок действия аренды на участок возле парка истек еще в 2015 году. В департаменте городского имущества «ПМ» сказали, что владельцы здания обращались за продлением аренды, но ведомство в этом отказало. Причиной отказа стали три капитальных строения, появившиеся на участке, – по мнению департамента, их построили без разрешения. В 2ГИС эти здания обозначены как кафе, склад и административный корпус; владеет ими компания «Кедр Трейд». Сейчас мэрия требует снести здания в суде.

Фото: Анастасия Горохова

Весной, после появления деревянных надстроек для кафе на террасе пешеходного моста, на владельцев комплекса посыпалась новая порция критики. Вице-мэр Олег Животов прошелся по внешнему виду кафе, назвав их безобразием. «Сооружения построены на частной земле, но если учитывать знаковость самой территории и объекта, мы настаиваем, чтобы это безобразие было приведено в другие качественные характеристики или вообще исчезло с этого объекта», — прокомментировал он тему в середине мая.

Автора проекта, архитектора Сергея Бальцера больше трогали вопросы безопасности. Он заявил, что при строительстве комплекса не была предусмотрена дополнительная нагрузка на крышу, так что при большом скоплении народа кровля здания теоретически может обрушиться.

В середине июня по теме высказалась и прокуратура, которая назвала все надстройки на крыше комплекса незаконными.

Что отвечают собственники

Директор компании «Кедр Трейд» Александр Иванов с выдвинутыми претензиями не согласен. В частности, с тем, что строения на крыше комплекса незаконные. «Этот вопрос сейчас и рассматривается в суде. Допустим, вы построили на крыше своей дачи беседку. Она будет незаконным строением или законным?» — приводит пример он.

Иванов отрицает и то, что комплекс так и не ввели в эксплуатацию. «Нас бы иначе не зарегистрировали и мы бы другие совсем налоги платили. Просто и со стороны администрации, и с нашей стороны были некие недочеты. И сейчас нам это вменяют в вину, — рассказывает он. — А что там не достроено? Там башенные краны разве стоят? Или недостройка — это то, что не подведена горячая вода? Но это наша собственность — ну не хочу я горячую воду».

Валентин Мельников, скриншот: Прима

В свою очередь, вопросы регистрации здания в Росреестре, в законности которой сомневался Зайцев, решались в Центральном районном суде Красноярска в 2012 году — по крайней мере, это следует из высказываний в соцсетях юриста Валентина Мельникова, представляющего «Кедр Трейд».

Мельников называет все недавние критические материалы о комплексе в СМИ и соцсетях заказными. Юрист заявил, что во время проверок в мае представители власти якобы вымогали у собственников два миллиона рублей, те платить отказались, после чего, с его слов, и началась критика летних кафе. Александр Иванов слова о вымогательстве в беседе с «ПМ» подтверждать не стал. «Если я заявлю про вымогательство, то только в суде, с доказательствами, но голословно утверждать ничего не буду, — сказал он. — Могу только сказать, основываясь на других делах, которые я смотрел, что, как правило, все они подразумевали некое вымогательство».

«Будете досаждать — закрою мост»

В конце июня, после того, как появился ролик с танцующими под «Фантазера» женщинами, Валентин Мельников пригрозил закрыть мост на Дубровинского для прохода. «Не нравится [кафе на мосту] — не ходите, — написал он в фейсбуке. — Будете досаждать — закрою мост, это частная собственность».

«Наша организация имеет полное право закрыть мост», — ответил Мельников на вопрос «ПМ». Источник в департаменте горимущества неофициально подтвердил, что собственник такое право имеет, поскольку здание в частной собственности; от официальных комментариев в ведомстве воздержались. Александр Иванов, комментируя слова юриста, впрочем, пояснил, что они были написаны на эмоциях, и на самом деле никто не планирует закрывать мост от людей: «Мы наоборот заинтересованы, чтобы всё работало и приносило прибыль».

«ПМ» Валентин Мельников также сказал, что собственники готовы сотрудничать с мэрией и снести свои постройки, но только при одном условии. «Администрация города должна заключить с нами соглашение о сервитуте или договор аренды с ежемесячной платой в размере одного миллиона рублей, — предложил он. — Наша организация, в свою очередь, готова привести здания в порядок, изменить фасады под единый стиль набережной, установить лифт для пожилых людей, инвалидов, велосипедистов и родителей с колясками».

В комментарии «Приме» юрист, однако, пожаловался, что мэрия не идет с ними на диалог. С его слов, администрация должна была выкупить и содержать комплекс у застройщиков после того, как оно будет достроено. «А они этого не сделали, и теперь мы вынуждены его содержать. А нам сейчас ставят такие условия», — сказал Мельников. По данным канала, в 2012 году мэрия не смогла выкупить здание с мостом за 13 миллионов рублей.

В ответ мэр Сергей Еремин заявил, что город выкупать здание не планирует. «Ну сейчас я буду бегать и выкупать частные объекты? — сказал он журналистам. — Для чего это? [Мы] обратились в суд, чтобы эту надстройку непонятную, каракатицу, которую нагородили, [убрать]. Это с точки зрения градостроительства и эстетики неправильно. Что суд решит, то и будем выполнять». Про угрозы закрытия моста мэр, по его словам, не знает. «Если закроет, ну… у нас тоже есть свет, например», — сказал Еремин.

#Город #Истории #Александр Ибрагимов
Подпишитесь