Сладкая вата, студенты и иски под копирку: как проходил 7-часовой суд по снятию Сенченко с выборов

5 сентября 2018, 19:30
null

Суд не стал снимать кандидата и действующего депутата Константина Сенченко с выборов в новый созыв горсовета. Иск против Сенченко подал его оппонент по округу Артем Речицкий, обвиняя конкурента в подкупе избирателей. «Проспект Мира» рассказывает, как проходил суд.

Где-то за полчаса до начала заседания кандидат от «Единой России» Артем Речицкий подошел в холле к своему сопернику по пятому округу Константину Сенченко. Накануне в соцсетях Речицкий вызвал его на «политический баттл» или «дуэль» в пятничный вечерний эфир ТВК — и сейчас хотел сделать это лично.

Сенченко от дуэли отказался. Как оказалось, он уже выкупил эфирное время канала на вечер пятницы для агитации. «Здорово, наверное, позвать соперника на время, которое он же и оплатил, но я, пожалуй, сам буду решать, с кем мне там спорить», — прокомментировал Сенченко вызов Речицкого уже после заседания.

Так или иначе, но дуэль двух кандидатов, можно считать, состоялась в Кировском районном суде 4 сентября. Артем Речицкий подал иск, в котором требовал отменить регистрацию Сенченко кандидатом по пятому одномандатному округу и одновременно исключить его из списка «Справедливой России» — то есть, по сути, полностью снять с выборов.

Ответчиком по иску выступала окружная избирательная комиссия. Константин Сенченко  изначально значился «заинтересованным лицом», но перед заседанием адвокаты Речицкого попросили добавить в соответчики также горизбирком, а непосредственно на заседании — еще и самого Сенченко.

В иске Речицкий указал три основания для снятия Сенченко с выборов: подкуп избирателей, использование своего положения и организацию праздников двора.

В качестве примера подкупа в иске приводилась нашумевшая история с визитками-купонами, в которых от имени Сенченко предлагалось получить бесплатные «макороны», майонез, другие продукты, а также «приятный сюрприз». На деле никакой раздачи продуктов не было. Ранее по этому поводу в суд обращался другой соперник Сенченко по округу — Дмитрий Мякота из «Гражданской платформы». Этот иск суд посчитал безосновательным.

Два других основания Речицкого в конечном итоге также сводились к обвинениям в подкупе избирателей. Так, под использованием полномочий имелся в виду список заслуг Сенченко из его агитационной газеты «За правый берег». Там перечислялось, что Сенченко помог женщине получить квартиру от администрации, оплатил поездку в «Диснейленд» тяжело больному ребенку, помог внести несколько десятков дворов в программу благоустройства, приобрел саженцы для аллеи на улице Тимошенкова и многое другое — всего 27 пунктов.

Как поясняли на суде Речицкий и его адвокаты, список смутил их тем, что он, по их мнению, подавался как отчет депутата, но перечислялись в нем не только примеры депутатской работы, но и меценатства Сенченко. «Рассказывая о том, как он помогал людям за свой счет в предыдущие пять лет [депутатства], кандидат оказывает воздействие на избирателей, как бы обещая им блага и в следующие пять лет, если они изберут его депутатом», — сказала на суде адвокат Речицкого Наталья Монс, настаивая, что это подкуп.

В праздниках дворов Речицкий также усмотрел подкуп избирателей: например, участники могли пройти там бесплатное медицинское обследование, получить фирменные кружки, футболки, а также сахарную вату. Истец настаивал, что на момент проведения праздников Сенченко уже был кандидатом в горсовет, а значит, праздники с ватой были подкупом.

Ответчики с доводами кандидата-эколога не согласились. Представительница окружного избиркома (ОИК) заявила, что в пресловутых визитках с обещанием «макорон» нашли нарушения, однако кто их изготовил, до сих пор неизвестно. Каких-то нарушений в проведении праздников дворов избирком не нашел.

В штабе Сенченко отрицают причастность к созданию псевдовизиток и утверждают, что это черный пиар от конкурентов. «Если бы люди действительно пришли и получили эти продукты, то, возможно, они бы обрели позитивное видение кандидата, раздающего бонусы, — сказал адвокат Сенченко Евгений Темеров. — Но если человек приходит и не получает ничего, то получается подкуп наоборот. Когда кандидат сам себе портит имидж, это мягко говоря, странно».

«Я все пять лет помогал людям и никогда это не скрывал. Это моя внутренняя потребность. При этом я никогда не требовал голосовать за меня в обмен», — сказал сам Сенченко.

Сторона Речицкого в доказательство своих обвинений предоставила четырех свидетелей. Первым вышел студент Александр Вершков, который, по его словам, побывал в июне на трех праздниках двора и записал их на телефон.

— Зачем снимали видео? — поинтересовался у него судья.

— Мне не понравилось, что все депутаты ничего не делают, а как выборы начинаются, так начинают одаривать всех, — ответил Александр.

Представительница ОИК спросила, почему Вершков решил посетить три праздника с одинаковой программой во дворах, в которых он не проживает, и снимать это на видео.

— На первом празднике я вообще банально оказался, потом посетил и другие, — отвечал Вершков. — Видео я же не для себя снимал — а просто потому что не понравилось…

— А как истец узнал, что вы были на праздниках и всё снимали? Как он узнал про такого ценного свидетеля? — продолжала член ОИК.

— В доме, где я живу, проводилась встреча с активными жителями. Мне парнишки какие-то позвонили по домофону, я спустился. Сказал, вот ваш оппонент встречи устраивает и у меня попросили номер.

— А почему именно Речицкому видео дали? — спросил судья.

— Я дома сидел и так совпало, что в моем дворе проходила встреча с ним.

Прокурор, в свою очередь, поинтересовалась, пользовался ли Вершков «какими-либо благами, которые предоставлялись на празднике». «Я ел вату», — ответил он.

— А при получении ваты было ли условие, чтобы в будущем вы проголосовали за Сенченко?

— Нет.

Фото: Кировский районный суд Красноярска

Следом был опрошен еще один студент, Матвей Бузмаков. Ранее Матвей подал жалобу на агитационные материалы Сенченко в горизбирком, сообщила суду представительница ОИК. «Чем вызван интерес к его персоне?» — спросила она.

«Я случайно попал на праздник Константина, а потом оказался на встрече с Речицким и получил там газету, — рассказал Матвей. — Задался вопросом, почему у одного кандидата праздник, так интересно, а у другого просто газета какая-то? Я спросил об этом у Речицкого. Он записал мои контакты.

— Зачем?

— Сказали: если вы нам понадобитесь, мы вам сообщим.

Адвокат Сенченко Евгений Темеров вернулся к жалобе на Сенченко, которую подавал в избирком Матвей Бузмаков. «Она напечатана очень грамотно, юридическим языком, а ваши данные просто вписаны от руки. А кто вам готовил эту жалобу?» — спросил Темеров свидетеля.

После некоторой заминки Матвей ответил, что жалобу ему составил «знакомый юрист».

— Юрист какой-то партии? Может, «Единой России»? — уточнил адвокат Сенченко.

— Нет.

Представительница ОИК добавила, что текст жалобы Матвея Бузмакова «слово в слово» повторяет кусок из иска Артема Речицкого, который прямо сейчас рассматривает суд.

Третьим свидетелем был Павел Доть. Как пояснил Доть суду, последние «две-три недели» он работает начальником полевого штаба Артема Речицкого. До этого свидетель курировал программу формирования городской среды. «Мы обходили дворы, вверенные нам по этой программе, и тогда я натолкнулся на праздник двора, организованный Сенченко», — рассказывал он.

Доть назвал три даты праздников, которые он, по его словам, посетил — 19, 20 и 21 июля. «Там говорилось, что праздник проводит Сенченко, стояла скорая помощь, можно было пройти медобследование. Я измерил себе давление, — вспоминал Доть. — В связи с профессиональной позицией я всё фиксировал, видео снимал».

Тут слово вставил Константин Сенченко, который сказал, что ни 20-го, ни 21-го праздники двора проводиться не могли. «Я бы сходу хотел уличить вас во лжи, — обратился он к свидетелю. — 20 и 21 июля выпадали на пятницу и субботу. А мы никогда по пятницам и субботам праздники не проводили, потому что летом все люди на даче. Поэтому еще в самом начале в техзадании было оговорено, что по пятницам и субботам праздники не проводятся».

Наконец, вышел последний свидетель Речицкого — Юрий Компанец, работающий, по его словам, машинистом сцены в филармонии. Адвокат Речицкого Наталья Монс попросила его рассказать о 13 августа — именно тогда произошла история с раздачей псевдовизиток Сенченко.

В этот день Компанец, по его словам, увидел на Красрабе «рекламную палатку» Константина Сенченко и девушек с символикой кандидата, которые раздавали агитационные буклеты, а также купоны на бесплатные продукты питания в приемной Сенченко.

«Считая себя человеком граждански активным, я усмотрел в этом момент подкупа избирателей и захотел это зафиксировать, — сказал Компанец. — Мало того, я был очевидцем так называемых праздников двора, которые устраивал Константин Сенченко для жителей округа, где помимо прочего раздавалась сахарная вата. В каких условиях это всё происходило — без перчаток, ящики для ваты перевозились в багажнике в грязной машине «Жигули», в антисанитарии».

«Но бог с ним, со всеми этими вещами, — продолжал он. — А тут я стал очевидцем, что девушки предлагали получить [продукты]. Мне это не особо нужно было, но я решил сходить зафиксировать».

По рассказу Компанца, придя к приемной Сенченко, он увидел «много людей с разных районов города», которые пришли за продуктами, «но никто им ничего не дал». «Возмущенные, они оттуда уходили», — описывал свидетель.

— А вы набор получили? — спросил у него судья.

— Нет. Я был там, но не стал заходить в саму приемную.

— А почему не получили набор? Ну, в качестве доказательства.

— Ну я понял, что там ничего не раздают, постоял на крыльце просто.

— А почему не зашли, не удостоверились? Половинчатые действия выполнили только, — иронизировал судья, — надо доводить дело до конца.

Затем на суде посмотрели видео, которое снял Юрий Компанец. На нём он разговаривал с девушками, которые рассказывали, что в приемной Сенченко можно получить бесплатные продукты.

Представительница ОИК задала традиционный вопрос — как видео попало к Артему Речицкому?

«Так как они являются кандидатами по одному округу, я посещал их встречи. Будучи человеком с активной гражданской позицией ходил и на те, и на другие встречи. После того, как я снял видео, я на одной из встреч спросил людей Речицкого: «А вы тоже купоны продуктовые будете раздавать?» Мне сказали: «Да ты что, окстись. Какие наборы, где ты это вообще взял?» Да вот, говорю, был свидетелем такого прецедента, даже заснял на видео. У меня взяли номер, связались со мной».

— А вы с гражданской позицией интересуетесь только двумя кандидатами? — спросила член ОИК.

— Если позволите…, — ответил Компанец и начал что-то искать у себя в телефоне. — Я подписан на политические телеграм-каналы. Вот, предвыборный канал, где освещаются выборы вообще по всей стране, — показывал он свою гражданскую активность члену ОИК.

— Но на встречи других кандидатов вы ходили? — спросила она.

— Нет, только в этом округе, где проживаю, потому что меня конкретно касается.

— Но каким образом вас Речицкий и Сенченко интересуют?

— Я проживаю в данном округе, для меня жизнь этого округа…

— Голосовать вы девятого числа куда пойдете? Регистрация у вас по этому округу?

— Не по этому.

— Тогда вопросов нет, — сказала представитель ОИК.

Евгений Темеров уточнил, почему Компанец вообще решил записать видео.

— Повторюсь, что, будучи человеком с активной гражданской позицией, я чуть-чуть разбираюсь в коллизиях законодательства. И оно однозначно трактует раздачу сахарной ваты, оказание бесплатной медицинской помощи, раздачу продуктов питания как подкуп избирателей.

— Номер закона не помните?

— Нет, не помню. Я не профессионал, а любитель.

Скриншот: tvk6.ru

В свою очередь, доверенное лицо Сенченко и свидетель с его стороны Алексей Храмцов описал 13 августа так. «Вечером я находился в приемной, когда массово пошли люди, скажем так, маргинализированного вида. Большинство их них были нетрезвы, с запахом алкоголя. Среди этих людей было как минимум два представителя штаба Артема Речицкого. Они всё это снимали на камеру, пытались устроить скандал, требовали майонеза, макарон, говорили, что их дома ждут голодные жены и дети».

— Вы уверены, что это были люди из штаба Речицкого? — уточнил адвокат Евгений Темеров.

— Да, у нас есть видео, на котором эти же люди ходят по дворам с Речицким на его встречах с избирателями.

— Какая реакция была у пришедших за продуктами?

— Люди были раздосадованы, огорчены, возмущались, некоторые специально приезжали за едой с Водников. Чтобы сделать такую пиар-акцию — это надо себя не уважать, — ответил Храмцов.

Скриншот: trk7.ru

Когда стороны наконец перешли к прениям, суд длился уже больше пяти часов. Артем Речицкий с адвокатами, взяв слово, по сути, еще раз повторили обвинения из иска. Член ОИК, как и в начале заседания, сказала, что доказательств так представлено и не было. «Даже к показаниям свидетелей, которых мы выслушали, следует относиться критично. Все они показали, что действовали в интересах Речицкого: по его поручению, после звонка, после общения», — говорила она.

По ее мнению, иск Речицкого к Сенченко — не более чем предвыборная борьба, и есть несколько фактов, которые это доказывают. Например, адвокат Речицкого Наталья Монс, по словам представительницы ОИК, была членом комиссии от кандидата Алексея Сенченко. Это однофамилец Константина Сенченко, который выдвигался по тому же округу, но избирком отказал ему в регистрации.

Кроме того, иск против Сенченко, который подавал ранее Дмитрий Мякота из «Гражданской платформы», «слово в слово» копирует часть иска Речицкого, которая касается раздачи «макоронных» визиток. Как пояснила член ОИК, «Гражданская платформа» уже сняла Мякоту с выборов как «кандидата, утратившего доверие». «А на следующий день после этого рождается иск Речицкого», — резюмировала представительница ОИК.

Адвокат Евгений Темеров также заявил, что никаких доказательств вины его клиента не было представлено. «Газета «За правый берег» Сенченко — это обычная агитация. В чем еще заключается агитация, как не в перечислении заслуг кандидата? — спросил он. — Нам здесь показали какие-то видео, на которых ничего толком не видно, предоставили свидетелей, который непонятно как оказались на другом конце города».

Прокурор, в свою очередь, заявила, что не видит оснований для удовлетворения иска Артема Речицкого. В итоге судья в удовлетворении отказал.

И Артем Речицкий, и Константин Сенченко, общаясь с журналистами, сказали, что ожидали такого решения суда, и борьба еще продолжается. Выборы в горсовет пройдут 9 сентября.

Подпишитесь