Вот и кончились знойные годы министерских полномочий Елены Мироненко — пожалуй, самого эксцентричного и неоднозначного министра в истории краевой культуры. Что делала и чем запомнится Елена Николаевна красноярцам, в этом материале.
Обычно снятия/назначения министров проходят без особого шума. Ну, сменили одного дядьку в пиджаке на другого, кому это интересно, кроме журналистов и политологов. Но здесь скандал получился нешуточный. Возможно, оттого, что касался он не поднадоевших коррупционных схем, а пикантных подробностей из жизни привлекательной 32-летней женщины. Сперва 7 канал, а затем и ТВК опубликовали кадры, на которых будущий министр выпивает на детской площадке и вдобавок целуется с другой девушкой. Назначению Елены Николаевны компромат не помешал, но пробудил у общественности неослабевающий интерес к работе министерства.
Первое заметное решение Мироненко, обернувшееся скандалом, разом затмившим однополые игры в песочнице. В январе 2016-го министерство заявило, что в связи с достижением пенсионного возраста отравляется в отставку бессменный директор Красноярского музейного центра Михаил Шубский. Сам же он заявил, что чувствует себя прекрасно и с удовольствием поруководил бы музеем еще лет 10-20.
Несмотря на то, что к бессменному с 1991 года директору было множество вопросов, и не только у министерства, на защиту Шубского встала вся культурная общественность края. Пошли слухи о назначении на роль директора подруг Мироненко — в том числе из той самой песочницы — но в результате на высокий пост была назначена сотрудница музея Мария Букова, и на время всё успокоилось.
В феврале 2016-го Елену Мироненко впервые обвинили в излишнем шике, приносящем ущерб краевому бюджету. Телекомпания (снова) ТВК обвинила министра в расточительном полете в Париж бизнес-классом. Якобы поездка обошлась бюджету региона в 200 тысяч рублей, что примерно равно средней годовой зарплате работника культурной отрасли. Мироненко тогда никак не комментировала ситуацию, чего не скажешь о пользователях соцсетей.
Примерно в то же время у министра обнаружилась страсть к контемпорари денсу, и она принялась выделывать танцевальные па на всех крупных площадках и фестивалях. То на «Зеленом» спляшет, то на съезде библиотекарей, то в национальном музее музыки. Казалось бы, что здесь такого, но каждую джигу часть общественности встречала нервозно. Говорили, что министр, мол, только пляшет, сарафаном машет, вместо того чтобы работать. И хотя великие деяния предшественников Мироненко вряд ли кто-то вспомнил бы даже с помощью гугла, за Еленой Николаевной потянулась слава бездельницы.
Смена причесок — еще одна невинная в целом привычка министра, вызвавшая постоянные упреки в бездеятельности. Елена Николаевна, как и многие интересные дамы, оказалась неравнодушна к смене имиджа. То являлась миру брюнеткой с челкой, то блондинкой, то красилась в розовый, то накручивала локоны — одним словом, экспериментировала. Что-то шло министру больше, что-то меньше, но любая перемена вызывала шквал обсуждений в социальных сетях.
Еще один громкий скандал, связанный с попыткой Елены Мироненко привести к ее пониманию порядка труппу Минусинского театра. С 1999 года Минусинский театр возглавлял Алексей Песегов, и при нем театр добился немалых успехов, однако в 2018-м в ходе проверки документов выяснилось, что Песегов не указал в декларации часть полученных доходов.
Местные минусинские чиновники хотели уволить руководителя, но минкульт предложил компромиссный вариант. По нему Песегов занимается художественной частью театральной жизни, а за материальную будет отвечать директор, должность которого прописывается в уставе. Но труппа восстала против и этого варианта. 116 сотрудников культурного учреждения подписали коллективное письмо на имя тогда еще врио губернатора Александра Усса, где заявили:
«В 2016 году проект реконструкции театра, на который было потрачено 20 млн рублей бюджетных средств, отвергается Е.Н. Мироненко, хотя полностью соответствует всем потребностям театра. Действующий руководитель театра А.А. Песегов предлагает внести изменения в новый проект, но Е.Н. Мироненко, пользуясь своим положением, оказывает давление, открыто принуждает руководство подписать губительный для театра проект без изменений. Возникает противостояние».
Там же сотрудники театра предположили, что министр просто хочет поставить директором своего человека, который подпишет проект, а Песегова постепенно и вовсе выдавить из театра. На сторону минусинцев встала половина фейсбука, и Песегов остался.
Надо отдать Елене Николаевне должное, публике она была открыта. Министр активно вела социальные сети и даже пыталась блогерствовать, ведя блог «Культурная среда». Может, кому другому это пошло бы на пользу, но Мироненко своей активностью заслужила только упреки в самолюбовании.
Когда министр активная в соцсетях, сотрудникам надо быть вдвойне осторожней, чтобы не задеть нежных чувств прогуливающегося в интернетах начальства. В августе 2016-го пресс-секретарь театра имени Пушкина Наталья Дубашинская этого не учла и немедленно перестала быть пресс-секретарем. Как утверждала потом в тех же соцсетях сама Наталья, уволили ее по личному распоряжению Мироненко. Якобы министр пришла в ярость из-за того, что Дубашинская не удаляла негативные комментарии. Хотя, возможно, всё было совсем не так, но теперь уже никого не переубедить.
Очередной эпизод взаимоотношения хорошего и наилучшего, произошедший после интервью Мироненко телеканалу «Прима». На вопрос, на какой концерт она бы не пошла, Елена Николаевна ответила: «Я думаю, что-то среднее между Басковым и Киркоровым». Ответ неожиданно вызвал бурную реакцию у пресс-секретаря Филиппа, бывшего красноярца Антона Коробкова-Землянского. Он призвал министра не забывать, что она прежде всего министр, и воздержаться от личных высказываний, позвал ее на концерт, чтобы Мироненко лично убедилась в профессионализме Киркорова. В ответ министр сказала, что на концерте уже была, и ей не понравилось.
Еще одно скандальное высказывание министра, прозвучавшее в телеэфире телеканала ТВК. На вопрос зрителя, чего это к нам ездят всякие Гуфы и другие торчки, Мироненко ответила:
«Хотя мы деятельность концертных организаций, в связи с тем, что это коммерческие структуры, пока что не координируем, но я всё-таки намерена этим вопросом так же заниматься плотно, потому что качество жизни красноярцев связано с тем, что они получают, в том числе в культурной среде».
После этого в соцсетях началось активное веселье, в ходе которого перечислялись артисты-наркоманы, активно выступающие в Красноярске, а Мироненко обвинялась в неадекватности.