Скульптура Даши Намдакова: почему это важно и как отреагировали на «Трансформацию» красноярцы

26 февраля 2019, 10:00
null

В Красноярске возле Сибирского федерального университета появилась скульптура известного российского скульптора Даши Намдакова. Кто это, почему это событие и как на это отреагировали в соцсетях — в нашем материале.

За последний год в Красноярске чего только не появилось: от бетонных шишек самого дикого колора до здоровенного креста на Дрокинской горе, видимого из Симферополя и посвященного одновременно и демократии, и жертвам Гражданской войны. Однако даже на этом фоне восьмитонная скульптура Даши Намдакова «Трансформация» стала заметным событием. Правда, сначала не все разобрались в премудростях бурятских имен и приписали объект авторству некой девы по имени Дарья.


Однако вскоре даже сам автор поста про «какую-то Дашу» ошибку осознал и пост удалил. И не зря, ведь Даши Намдаков давно считается одним из самых известных и примечательных российских художников.

Родился Даши в Бурятии, в селе с забавным для русского уха названием Укурик. Полное имя художника Дашинима, что означает «удачливое солнце», с чем сейчас сложно не согласится. Даши — шестой ребенок в семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, происходящих из древнего и уважаемого рода кузнецов-дарханов.

По вероисповеданию Намдаков буддист, что очень заметно в его творчестве, полном мифических образов, азиатских лиц и буддистских символов. До восьми лет Даши не говорил по-русски, и по собственным словам, жил в мире, «который был насыщен всевозможными духами, животными, существами».

Карьеру скульптора Даши начал в Улан-Удэ в маленькой мастерской скульптора Васильева, а затем переехал в Красноярск, где в 1988-м поступил в Красноярский государственный художественный институт.

Фото: «Родное село»

После открыл в Улан–Удэ маленькую ювелирную мастерскую, где лил из бронзы, покупая материалы на все вырученные деньги. И не зря тратил: первая же выставка Намдакова в Иркутске, случившаяся в 2000 году, сделала Даши мировой знаменитостью.

С тех пор популярность художника только растет. С 2004 года Намдаков работал в Москве, с 2014-го живет в Лондоне, где в 2012-м была установлена его скульптура «Чингисхан». Работы Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира.

Красноярцы в целом встретили появление «Трансформации» с восторгом.

«Был внутри этой завораживающей красотищи (да, скульптура Даши функциональна, интерактивна!) и видео для инста-историй снял, но подумав, решил не выкладывать. Это лучше увидеть лично, ибо пробирает глубоко, до самых закоулков. Уверен, что к этому произведению искусства еще будут очереди стоять», — написал продюсер, режиссер и ведущий Макс Антипов.
«ура же! потрясающая композиция Даши Намдакова 'Трансформация' теперь у родного корпуса! открыли, автор скромно, как эт ему свойственно, вещал, как он волнуеца щас, как много удовольствия и волнения было в процессе работы, какая крутая у него команда - мастера, отливавшие и монтировавшие скульптуру были на открытьи, классные такие совершенно простые с виду дяди, а чего делают!», — вторит ему сотрудник СФУ Наталья Пименова.

На открытии был и сам автор, заявивший: «Задача была грандиозная. Так как это бронза — скульптура останется на века. Ответственность гигантская перед художником».

Однако не обошлось и без критики. Внимание привлек постамент, выполненный без затей — из бетона и кафеля. Журналист Александр Дегтярев решил, что постамент, мягко говоря, недостоин изображения.

«Но есть и второе «но» - дикий, ужасный, неуместный постамент под памятником, который отделан дешёвым туалетным кафелем и визуально просто уничтожает всю плавность линий и абстрактность скульптуры. Не хватает ещё только заборчика вокруг. Это квадратное безобразие лучше любых обсуждений в Fb отражает деревенскую сущность заказчиков всей этой затеи, которые хотят казаться просвещенными и культурными, но дальше соцреализма и бетонных кубов в своих головах так и не ушли», — написал он.

Комментаторы с Дегтяревым в основном согласились, отметив даже, что с постаментом скульптура напоминает «вычурный памятник на Бадалыке».

Хотя и сама скульптура, несмотря на громкость имени автора, понравилась не всем. Вот, например, Елена Бурлак заявила:

«Наверное я ничего не понимаю в искусстве, но мне Намдаков все больше напоминает Церетели. Размер скульптур растет, смысла больше не становится».

Фото на обложке: «Байкал Daily»

#Истории #Василий Прокушев #Культура
Подпишитесь