Интервью председателя Счетной палаты Татьяны Давыденко — скандальное само по себе — повлекло за собой и череду новых скандалов. За последние несколько дней журналиста, бравшего интервью, обвинили в вымогательстве, у самой Давыденко нашли семейный бизнес, связанный с тушением лесных пожаров, а всю сложившуюся ситуацию уже окрестили «накатом» на губернатора края. Разбираемся в ситуации.
31 мая вышло интервью председателя Счетной палаты Красноярского края Татьяны Давыденко журналисту Андрею Караулову. В нем Давыденко рассказала о масштабных хищениях и нарушениях в лесной отрасли, которые были выявлены в результате проверки, проведенной Счетной палатой вместе с ФСБ. К примеру, согласно выводам аудиторов, в прошлом году площади лесных пожаров составили 1,6 миллиона гектаров — на треть больше, чем годом ранее. Притом на тушение пожаров потрачено 1,3 миллиарда рублей — также на 30% больше, чем за год до этого. Древесины из края в 2018 году, по словам Давыденко, экспортировали на 48 миллиардов рублей, в то время как в бюджет отрасль принесла лишь 1,6 миллиарда рублей. Отдельно глава Счетной палаты раскритиковала работу лесничеств, в действиях которых она нашла признаки сговора и коррупции.
Караулову Татьяна Давыденко заявила, что после проверки ей грозили отставкой и уголовным делом, а министр лесного хозяйства края Димитрий Маслосудов обратился в прокуратуру с просьбой проверить деятельность Счетной палаты.
VIDEOСледом, 3 июня, на канале ТВК вышел сюжет, в котором Татьяну Давыденко обвинили в необъективности. Якобы проверку отрасли аудиторы организовали после того, как семейную фирму Давыденко лишили госконтрактов на тушение лесных пожаров. По данным сервиса «Контур.Фокус», на Марию Давыденко, которую журналисты телекомпании называют дочерью председателя Счетной палаты, зарегистрирована компания «Аэропром». С июня 2017-го по октябрь 2018-го, по данным сайта Rusprofile, эта компания заключила 17 госконтрактов с краевым «Лесопожарным центром» на общую сумму 406 миллионов рублей.
4 июня Татьяна Давыденко представила свой доклад об итогах проверки на сессии заксобрания. Присутствовавшие там члены правительства и администрации губернатора раскритиковали выводы Счетной палаты и назвали доклад Давыденко «частью масштабной операции» против Александра Усса.
Татьяна Давыденко Так, глава правительства края Юрий Лапшин обвинил краевую Счетную палату в том, что она «зачастую выходит за пределы своей компетенции и оценивает решения, которые относятся к полномочиям федеральных органов власти». Выводы о потерях бюджета Лапшин назвал «непрофессиональными». П ремьер сказал, что осенью систему тушения лесных пожаров в крае проверял Рослесхоз, который пришел к выводу, что «несмотря на сложную обстановку» система работает «удовлетворительно». Юрий Лапшин напомнил и о лесопожарном бизнесе дочери председателя Счетной палаты. «Вникая в представленные материалы и слушая доклад, я ловил себя на мысли о том, что громкие заявления и невиданная ранее активность счетной палаты основаны совсем не на стремлении навести порядок, а на плохо скрываемом желании отстоять семейный бизнес», — поделился наблюдениями Лапшин.
По словам премьера, при подготовке к нынешнему лесопожарному сезону для «снижения затрат бюджета и повышения эффективности» край скорректировал «расстановку сил и средств при обнаружении и тушении пожаров». После чего «последовала реакция» участников рынка: 2 апреля «Аэропром» Марии Давыденко пожаловался в УФАС на две закупки «Лесопожарного центра» по авиапатрулированию и тушению пожаров. Антимонопольщики сочли эти жалобы необоснованными.
Тогда, со слов Юрия Лапшина, Счетная палата выдала предписание министру лесного хозяйства о том, чтобы он скорректировал список воздушных судов, пригодных для авиапатрулирования и тушения пожаров. Если судить по словам премьера, из-за этого списка «Аэропром» и не смог победить на торгах «Лесопожарного центра». Министерство ничего изменять не стало, после чего в УФАС пришли новые жалобы «Аэропрома». Они, как заявил Лапшин, были более «юридическими подготовленными» и, в частности, содержали аргументы, якобы скопированные из предписания Счетной палаты. Эти жалобы, впрочем, УФАС также признало необоснованными.
Сергей Пономаренко и Юрий Лапшин Помимо этого, по словам Юрия Лапшина, губернатору и правительству поступали обращения о конфликте интересов Давыденко в сфере тушения лесных пожаров, а на должностных лиц со стороны Счетной палаты якобы предпринимались попытки давления для принятия решений в пользу «Аэропрома».
В прокуратуру, как подтвердил прокурор Красноярского края Михаил Савчин на заседании, действительно поступили жалобы на Татьяну Давыденко. Их подали Юрий Лапшин и министр лесного хозяйства, посчитавшие, что председатель палаты могла действовать в интересах семейного бизнеса. Кроме того, после доклада Счетной палаты прокуратура массово проверит краевые лесничества.
В свою очередь заместитель губернатора Сергей Пономаренко обвинил в вымогательстве журналиста Андрея Караулова. Пономаренко заявил, что интервью с Давыденко входит в цикл передач, «направленных на дискредитацию губернатора и социально-экономической ситуации в регионе». Ранее в апреле Андрей Караулов, в частности, брал интервью у предпринимателя и политика Анатолия Быкова и его сторонника, депутата заксобрания Ивана Серебрякова, которые критиковали работу краевых властей.
Перед выходом первой передачи Караулов, по словам Пономаренко, якобы «настойчиво звонил» в правительство края и требовал деньги за то, чтобы она не была опубликована. «Он ссылался на давнее знакомство с Александром Уссом и предложил мне прямым текстом заплатить 2,4 миллиона рублей за то, чтобы передача, которая ему была заказана определенными политическими силами, не вышла в эфир», — сказал вице-губернатор.
Позднее с Пономаренко, по его словам, от имени Караулова связывалась некая «девушка или женщина Олеся», которая также просила у него денег за невыход сюжета. «Никто платить, естественно, не стал», — сообщил Сергей Пономаренко. Андрей Караулов после заявления красноярского чиновника заявил, что напишет на него заявление в Генпрокуратуру.
Иван Серебряков Герой одного из интервью Караулова депутат Иван Серебряков решил защитить выступление Татьяны Давыденко. Он раскритиковал коллег за то, что они обсуждают не сам доклад и выявленные нарушения в лесной сфере, а предполагаемый конфликт интересов. «Главная тема выступления — что из Красноярского края было вывезено леса на 48 миллиардов, а налогов перечислено только полтора миллиарда, а мы тут чьих-то детей обсуждаем», — напомнил Серебряков.
В ответ единоросс Сергей Толмачев назвал отчет Счетной палаты «накатом на губернатора». «Пономаренко уже заявил, что с него требовали 2,4 миллиона за то, чтобы сюжет не вышел. А сколько заплатили вы, чтобы этот материал вышел?» — обратился он к Серебрякову. Тот назвал все происходящее на заседании «очень плохо поставленным и отрежиссированным театром» и что «никакой ангажированности» в докладе Счетной палате нет.
Под занавес депутат Сергей Попов предложил Татьяне Давыденко уйти в отпуск, чтобы «не усугублять и без того накаляющуюся ситуацию». «Лично вы уверены, что при столь эмоциональном уровне, на который вышла ситуация, сможете дальше беспристрастно заниматься своей работой?» — спросил он у Давыденко. Та ответила, что «уверена в каждой цифре своего отчета» и «оснований подавать в отставку у меня совершенно нет».
Депутаты приняли доклад Счетной палаты к сведению и решили в дальнейшем изучить «лесной» вопрос боле детально.
Все фото в материале: Бурмистров А. В., sobranie.info