Фото: rom_sotnikov
Задел на будущее В пресс-службе епархии «ПМ» сказали, что вся проектная документация находится у автора проекта храмового комплекса на Дрокинской горе — архитектора Александра Банникова. Банников в беседе с «ПМ» подтвердил, что по документам поклонный крест числится как антенно-мачтовое сооружение.
«Идея следующая, — поясняет Банников. — Мы на наш комплекс примеряли часовню на Караульной горе — хотели сделать такое же знаковое место, смотровую площадку. То есть внешний вид и качество должны быть безупречны, а на это требуются деньги. И мы подумали, что если поставить какое-то оборудование — ретрансляторы и тому подобное, — то некоторые деньги на ремонт, на содержание появятся. В противном случае содержать придется за счет прихода либо епархии».
«То есть мы сделали такой задел на будущее, если нам потребуются дополнительные инвестиции, и записали объект как антенно-мачтовое сооружение, — продолжает он. — Потому что благодетели нам сегодня помогают, а завтра жизнь поменяется и непонятно, как сложится, а тут у нас — какой-никакой источник средств».
Со слов Банникова, предполагается, что непосредственно антенна на кресте будет «метр-полтора» высотой, под нее заложили площадку; другое оборудование разместят внизу объекта. При этом архитектор отметил, что еще не решено, будут ли в конечном счете использовать крест как антенну: «Объект еще не завершен. В процессе его дальнейшей эксплуатации станет ясно, нужна нам эта функция или нет».
Собеседник «ПМ» в офисе сотового оператора пояснил: для того, чтобы компания могла установить свое оборудование на вышке, в назначении земли на период строительства должно быть указано, что на ней можно размещать объекты связи. По словам архитектора Банникова, вопрос обсуждался с несколькими красноярскими провайдерами, и те проявили интерес. «Они спросили, а разрешение на антенну-то будет? — вспоминает он. — Мы им показали все документы, всю разрешительную документацию, в которой говорится, что объекты связи юридически можно размещать».
В офисе сотового оператора подтвердили «ПМ», что знают об этих переговорах: «Как нам говорили, чисто теоретически есть возможность [разместиться на дрокинском кресте], и владелец сооружения готов предоставлять его для объектов сотовой связи. Конкретно для нас предложение неактуально, потому что там у нас и так достаточно хорошее покрытие — дополнительная базовая станция не требуется, тем более район Дрокино не сказать, что густонаселенный».
По словам собеседника, если собственники участка и провайдеры всё же решат ставить на кресте оборудование, то вопросами согласования с Роскомнадзором и Роспотребнадзором будут заниматься сами мобильные операторы. За соблюдение санитарных и прочих норм также будут ответственны эксплуатанты, а не владельцы земли.
Александр Банников на вопрос о том, не отпугнут ли людей объекты связи, если их расположат на территории храмового комплекса (по сути в месте массового посещения), рассказывает такую историю. «Когда в 1935 году в Москве открылось метро, москвичи боялись спускаться туда. Знаете, как решили этот вопрос? В метро спустился настоятель храма, поднялся и и сказал: «Православные, можно ездить». И всё, народ повалил. Насчет вредности: мы же живем среди всех этих волн, и никакой доказанной опасности от них нет. Священники такие же люди, как и все, так же пользуются мобильной связью — это просто техническое средство, нет здесь ничего дьявольского».
Фото: Красноярская епархия
Претензии Кирилла Дюндика насчет безопасности дрокинского креста Банников отвергает. «Вот он сказал, что фундамент недостаточно глубокий. А как вы думаете, какая глубина у Останкинской башни, которая чуть ниже 600 метров? Я вам скажу: пять метров », — говорит архитектор.
По его словам, установку креста проверяли на прочность: «Две компании проводили испытания — по вибрации и так далее, — и фактические данные совпали с нашими проектами».
В январе он также заявлял, что для строительства провели инженерно-геологические изыскания «в установленном порядке, в установленном объеме». «Мы можем отдать это на экспертизу, эксперты проверят, и это будет очень качественно выполненная документация», — говорил Банников тогда. «У нас есть всё: допуск, лицензии», — сообщает он «ПМ».
«Я понимаю, что этот человек [Кирилл Дюндик] не хочет разобраться, он просто хочет нагадить и поднимает волну, — горячится Александр Банников. — Обсуждая всё это, мы втягиваемся в клоунаду, где нас пытаются выставить клоунами. Эти люди затевают информационный взрыв — сознательно или нет. Если сознательно, то они враги, если бессознательно, то они просто марионетки. Я не хочу быть марионеткой в их руках, я не хочу участвовать в их спектакле. Люди у нас пытаются устроить желтую революцию, условно говоря, майдан из совершенно незначительного повода. А почему незначительный? Потому что это наша земля, и мы имеем право там строить. Не в его праве указывать нам, что там строить, и брать на себя казенные функции».
Александр Банников, скриншот: телеканал Енисей
Срок службы 500 лет Поклонный крест на Дрокинской горе возвели в феврале, деньги на строительство предоставили компании «Красцветмет» и «Губернские аптеки». По планам, он станет частью храмового комплекса: рядом с крестом хотят соорудить небольшую часовню и обустроить смотровую площадку, у подножия горы — храм имени Спиридона Тримифунтского. Они будут соединяться лестницей с несколькими пролетами и беседками.
Под храм у подножия выделен один участок, на вершине горы под крест и часовню — еще два. Их кадастровые номера не совпадают с номером, указанным в ответе службы градконтроля Дюндику. Как пояснил «ПМ» архитектор Банников, участки сейчас объединяются, «чтобы не строить на двух», — очевидно, в документе приведен номер уже будущего объединенного участка. Земля находится в бессрочном пользовании прихода храма Спиридона Тримифунтского.
Как рассказывает Александр Банников, на сегодня завершен только первый этап строительства поклонного креста, второй начнется «в ближайшее время» (сроки он не уточнил): «Мы установили крест, погрунтовали его, сейчас нанесем на него антикоррозионное покрытие — с ним расчетный срок службы будет 500 лет».
Фото: Красноярская епархия
После этого крест снова огрунтуют, покрасят, а затем начнут крепить буквы. «Крест станет почти белый, на его фоне будут золотые буквы, иконография плюс молитва по периметру голгофы», — описывает Банников. Далее приступят к благоустройству территории. Работы планируют закончить в этом году.
Позже должно начаться строительство часовни и храма Спиридона, но, как поясняет архитектор, сейчас на них нет финансирования, «поэтому работы пока не ведутся». Это будут капитальные строения, говорит Банников. В управлении земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района «ПМ» рассказали, что в таком случае на их возведение потребуется разрешение и проект надо будет обсудить на публичных слушаниях.
«Я думаю, что красноярцы со временем станут относиться к комплексу на Дрокинской горе, как к часовне на Караульной, каждый красноярец захочет туда приехать», — сказал Банников.