На восстановление сгоревшего леса уйдет больше ста лет. Ученый ответил на главные вопросы о пожарах

6 августа 2019, 12:48
null

Красноярские ученые рассказали, сколько времени будет восстанавливаться сгоревший в Сибири лес, как это будет происходить и «естественны» ли пожары, как заявляют чиновники.

Издание N+1 поговорило со старшим научным сотрудником лаборатории лесной пирологии Института леса КНЦ СО РАН Александром Брюхановым. По мнению ученого, общественный резонанс из-за горящих лесов не связан напрямую с площадью горящего леса, скорее с заметностью пожаров.

Так, в 2003 году в России огонь распространился почти на 12 миллионов гектаров леса и такого массового отклика не возникло. Однако пожары в 2010 называли «катастрофическими», хотя огнем было пройдено всего около 3 миллионов гектаров.

шлейф от пожаров на Ямале, greenpeace.org

Или 2016 год, когда горела тундра на Ямале. По словам Брюханова, пожары разгорелись вдали от населенных пунктов, Рослесхоз их не регистрировал. Но когда ветер изменился, а дым от пожаров накрыл Москву — общественность их заметила. В целом же площадь лесных пожаров в России варьируется от 5 до 15 миллионов гектаров в год.

Александр Брюханов ответил и на заявления властей о том, что лесные пожары — естественный процесс и бороться с ними бессмысленно. По словам ученого, в этом утверждении есть как правда, так и неправда. Ученый отмечает, что огонь действительно является неотъемлемым фактором биоразнообразия лесов. Так, в Северной Америке и Австралии есть леса с очень короткими межпожарными циклами — огонь проходит по одной и той же территории раз в 10-20 лет.

Так выглядит верховой пожар

При этом северные леса чаще тропических подвержены пожарам. В лесах Северной Америки и Евразии органическая масса разлагается медленно, поэтому там скапливается достаточно большое количество горючих материалов — как отмечает ученый, пожары на этих территориях случались сотни, тысячи и миллионы лет назад.

Но не тушить лесные пожары нельзя — об этом говорит история огромного пожара в Йеллоустонском национальном парке, который случился в 1988 году. Как рассказал ученый, до конца 1960-х годов сотрудники парка старались сразу тушить любые возникавшие очаги огня, но после приняли решение «разрешить» небольшие пожары — для поддержания здоровья экосистем. В 1988 году несколько таких пожаров объединились в один и выгорело 3,2 тысячи квадратных километров, погибли два человека. После этого парк принял решение жестче контролировать пожары.

При этом нужно учитывать, что о «естественности» пожаров можно говорить только тогда, когда они возникают от удара молнии. Однако сегодня деятельность человека повышает шансы возгорания во много раз. Так, отмечает ученый, ранее естественный интервал между пожарами в светлохвойных лесах Сибири составлял примерно от 20 до 50 лет, а на некоторых территориях лес мог гореть раз в 150 лет.

Сегодня из-за изменения климата и деятельности людей пожарный интервал во многих лесных районах сократился до 5-15 лет. Человек не только напрямую влияет на возникновение пожаров — бросая окурки, подпаливая траву и разжигая костры; но и создает опасность опосредовано — например, любая вырубка леса завалена легковоспламеняемыми органическими останками.

Ученый ответил и на главный вопрос — сколько лет уйдет на восстановление тайги. По расчетам Брюханова, на это уйдет около сотни лет, а возможно и больше. Восстановление будет идти в несколько этапов.

Так выглядит участок леса Северо-Байкальского лесничества в 2018 году. В 1985 его полностью уничтожил верховой пожар, но лесничие в том же году высадили саженцы сосен. Фото: roslesvesti.ru

Наиболее устойчивыми к пожарам из сибирских деревьев являются осины и березы. За ними идут сосны и лиственницы, затем темнохвойные деревья — ели и пихты. Последние не любят яркий свет и предпочитают расти в тени. По словам Брюханова, восстановление темнохвойных пород обычно идет через смену пород. То есть вначале выгоревшую территорию захватят осины и березы, а уже под их пологом начнут расти ели и пихты.

Восстановление леса во многом будет зависит от климата — так, на севере сосне или лиственнице, чтобы вырасти во взрослое дерево, потребуется около 100 лет, а на юге — около 60-70 лет. То есть, заключает ученый, на восстановление выгоревшей северной тайги может не хватить и века.

#Наука #Сергей Ошаров #Новости
Подпишитесь