Два года назад Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность общества «Свидетели Иеговы». Позже Министерство юстиции внесло «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» (это руководящий орган российских свидетелей) и еще 395 связанных с ним организаций в список запрещенных на территории страны. У адептов этого религиозного движения конфисковали имущество, последовали их массовые задержания и аресты, одному из них — Деннису Кристенсену из Орла — вынесли обвинительный приговор.
До запрета в Красноярском крае было зарегистрировано 17 религиозных организаций «Свидетели Иеговы». Сейчас местные последователи по-прежнему собираются, проводят богослужения и надеются, что их когда-нибудь перестанут считать экстремистами. «Проспект Мира» пообщался с красноярскими «Свидетелями» и узнал, как им живется после запрета.
После запрета найти свидетелей Иеговы в Красноярске непросто. Согласно системе «СПАРК», офис красноярского отделения находился в обычной панельной пятиэтажке на Гусарова, 72. Что сейчас за зеленой железной дверью — неизвестно, на звонки никто не ответил. Один из жильцов дома рассказал, что раньше свидетели Иеговы действительно собирались в квартире, но «в последнее время разъехались».
Как нам стало известно, неподалеку от главного офиса живет руководитель «Свидетелей» Геннадий Матус. Его квартира имеет общий коридор с еще тремя помещениями, все они находятся за старой деревянной дверью. На звонки на площадке никто не ответил. Вообще подъезд этого дома представляет собой крайне неуютное место с громыхающим лифтом и в то же время гробовой тишиной за дверями. Далеко не по-христиански меня встретили пьяные жильцы квартиры на первом этаже, которые без всякой причины едва не набросились и пустились вслед с угрозами (но всё обошлось!).
В соцсетях удалось найти троих свидетелей Иеговы из Красноярска — двоих женщин и одного мужчину. Одна свидетельница не ответила на сообщение, вторая отказалась общаться и указала на статью 51 Конституции РФ о том, что «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников». Свидетель по имени Алексей попросил время, чтобы подумать, и на следующий день согласился на интервью. Перед этим он написал в редакцию «ПМ» и поинтересовался, действительно ли я работаю в издании. Разговор по просьбе собеседника проходил в телеграме — я писала вопросы, а он отвечал голосовыми сообщениями.
Алексей рассказал, что стал свидетелем в начале 1990-х после службы в пограничных войсках КГБ СССР, где он видел «жестокость и страшную дедовщину»:
«Люди сходили с ума, ломали себе пальцы, ноги, руки, чтобы любыми способами покинуть эту ситуацию, это общество».
После армии мужчина изучил множество религиозных течений и остановился на свидетелях Иеговы, учение которых, по его мнению, «максимально приближено к Библии». По словам Алексея, несмотря на запрет организации в России, свидетели до сих пор собираются, ходят по квартирам и проповедуют свое учение. Оно якобы учит миролюбию и любви. Так, Алексей считает, что именно благодаря организации он практически не ругается с женой и хорошо ладит с соседями.
Он признается, что после запрета организации в России ему стало страшно за себя, свою семью и друзей. К некоторым красноярским свидетелям уже приходили с обысками, и он не исключает той же участи для себя. Ему кажется, что сотрудники ФСБ прослушивают телефон:
«Засыпаешь, ложишься, каждую ночь ждешь, что могут прийти, [есть] большая вероятность. Мои друзья и те, кого я лично знаю, еще не столкнулись [с обысками]. Мы не знаем, как действуют правоохранительные органы, выборочно или повсеместно. Но идет волна от Дальнего Востока до Калининграда».
После запрета организации двое друзей Алексея из Сибири вместе с семьями переехали в Германию и Испанию, но сам он покидать страну не хочет:
«Я жил в Шотландии несколько месяцев. Я знаю те трудности, которые связаны с переездом на ПМЖ. А с другой стороны, почему я из-за страшной ошибки, недоразумения, должен покидать место, где живу, друзей, родственников. Ведь свидетели Иеговы во многом очень полезны для любого государства. Мы законопослушны, ни одного преступника в организации, ни одного пьяницы, наркомана, вора и так далее. Не участвуем в забастовках и митингах, никогда не пойдем против любого государства и никогда не будем никого призывать к свержению действующей власти».
После беседы в телеграме Алексей помог найти еще одного свидетеля из Красноярска, общение с которым тоже проходило в этом мессенджере.
Иван (имя изменено по просьбе героя) рассказал, что родился в семье свидетелей Иеговы, которых притесняла еще советская власть. Так, его отцу дали 25 лет заключения за антисоветсткую деятельность — из-за смерти Сталина он отсидел меньше двух лет.
По словам Ивана, у красноярских свидетелей конфисковали квартиру на Партизана Железняка, где они собирались. Он уточнил, что за последние полгода обыски прошли у 60-70 свидетелей в Красноярском крае. Иван отметил, что десятки человек вызывают на допросы, и сам он тоже не раз был в кабинете у следователя. Как заметил мужчина, члены организации пытаются вести себя «более осторожно, чем раньше» и каждое утро ждут у себя обыски. По утверждению Ивана, сотрудники ФСБ или ОМОНа «вылавливают» даже небольшие компании — когда в квартире собираются двое или трое свидетелей. Чтобы выманить их на лестничную площадку, придумывают разные уловки — например, говорят, что они затопили соседей или повредили чужую машину.
По словам Ивана, пусть ситуация и малоприятная, однако запрет организации укладывается в картину мира свидетелей Иеговы — по их мнению, таким образом исполняются предсказания Библии.
«События неприятны, [но] естественны. Приятного ничего не чувствуешь. Представьте, что вашу семью признали преступниками. [Чувствуешь] растерянность, огорчение».
Иван рассказал, что российские свидетели отправили федеральным чиновникам (в их числе министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову, председателю правительства Дмитрию Медведеву и генеральному прокурору Юрию Чайке) «по несколько миллионов писем» с просьбой обратить внимание на их ситуацию, но ответной реакции не последовало.
В июле прошлого года против свидетеля Иеговы из Красноярска Андрея Ступникова завели уголовное дело за то, что он вместе с другими верующими проводил богослужения («организация деятельности экстремистской организации»). Как указано на сайте российских «Свидетелей Иеговы», это дело стало первым в Красноярском крае, которое возбудили по признаку религиозной принадлежности. Адвокат Артур Леонтьев утверждает, что за его подзащитным следили около года: правоохранительные органы прослушивали телефон. Ступников провел более полугода в СИЗО, а затем около пяти месяцев под домашним арестом.
«[В СИЗО] к нему было нормальное, ровное отношение. Он раньше работал в системе МВД, вроде во вневедомственной охране, и [поэтому] ему было проще. Жене не давали видеться с ним восемь месяцев. [В СИЗО] к нему подсаживали людей, которые предлагали сдаться. Был расчет на то, что он сломается: "Согласись на особый порядок — будет тебе облегчение"», — рассказал Артур Леонтьев.
В начале июля 2019 года Ленинский районный суд освободил Ступникова из-под домашнего ареста. Однако ему нельзя общаться со свидетелями по уголовному делу, а также пользоваться интернетом, телефоном, почтой и телеграфом. Леонтьев рассказал, что до ареста Ступников был менеджером по продажам, и сейчас из-за этих запретов он не может работать. Они пытались обжаловать решение районного суда в краевом, но безрезультатно.
По словам адвоката, Ступников не признает вину и намерен отстаивать свою позицию, а также добиваться реабилитации. Леонтьев и его подзащитный ссылаются на то, что Верховный суд РФ ликвидировал конкретные религиозные юридические лица, но при этом в решении не было запрета на вероисповедание свидетелей Иеговы. Сейчас следствие продолжается, срок продлили до 3 октября. По прогнозам адвоката, окончательное обвинение Ступникову предъявят в сентябре, ему грозит до десяти лет лишения свободы.
Как указано на сайте «Свидетелей Иеговы» России, кроме Ступникова, уголовное дело возбуждено еще против двоих членов общества — Дмитрия Маслова из Минусинска и Антона Остапенко из Шарыпово. Их тоже обвиняют в организации богослужений.
В России в поддержку свидетелей Иеговы выступает правозащитный центр «Мемориал». Руководитель красноярского отделения центра Алексей Бабий — не исключение. По его мнению, у этой охоты на свидетелей Иеговы существует две возможные причины:
«Самая приближенная к власти церковь уничтожает конкурентов, причем всех, и баптистов в том числе. [Также правоохранительным органам] нужно отрабатывать показатели по экстремизму, у которого широкое толкование. Я вообще против гонений на любую религию. Бог один».
Бабий добавил, что в красноярском отделении нет правозащитников, специализирующихся на свидетелях Иеговы, тем не менее организация поддерживает верующих.
А что вообще известно о религиозном движении «Свидетели Иеговы»?
Как пояснила «ПМ» завкафедрой культурологии Сибирского федерального университета, профессор Наталья Копцева, адепты движения, в отличие от всех других христиан, отрицают учение о Троице и божественную сущность Иисуса Христа, утверждая, что бог — это Иегова. Согласно их собственному толкованию Библии, Христа распяли не на кресте, а на столбе.
«Свидетели Иеговы» отрицают почитание креста и икон, они не празднуют Рождество Христово и Пасху, но отмечают Вечерю воспоминания смерти Иисуса Христа. Как мужчины, так и женщины ходят по домам и рассказывают о своей вере.
«Это такая очень типическая религиозная организация из тех, кто ожидает очень быстрого Апокалипсиса, готовится к последней битве Судного дня, к Армагеддону. Эта организация считает, что именно их члены выиграют этот Армагеддон и станут царствовать в будущем мире, который наступит после победы в Армагеддоне, — рассказала Наталья Копцева.— Я впервые встретила свидетеля Иеговы, такого человека, в Ачинске, в 1983 году. [Это] был молодой человек, который ранее обучался в христианской семинарии, а потом его привлекло это учение. Собственно, чем оно его привлекло? Именно тем, что они — это избранные, они спасутся, а остальные не спасутся. Какие-то события в мире отрицательные они истолковывают как знаки конца света. И очень радуются, что скоро будут избранными. Проблема заключается в том, что сначала им назвали [одно] конечное число избранных — 122 человека, потом [их стало] 144 тысячи, сейчас они начали делиться на верных, приближенных, отдаленных и так далее. (...) Это люди очень своеобразные, не нашедшие себя в традиционной социализации, их привлекает именно такой формат».
Еще адепты этого учения отказываются от участия в выборах, службы в армии (вместо этого они проходят альтернативную службу) и переливания крови. Как объяснила Наталья Копцева, свидетели Иеговы считают, что они должны «предстать после Армагеддона, на Страшном суде, такими, какие они в этот Армагеддон вошли», поэтому действия, которые приводят к телесному изменению, недопустимы. По мнению профессора, это движение относится к деструктивно-религиозным:
«С конца 90-х годов они [деструктивно-религиозные организации] появились в России. Сначала забили тревогу родители молодых людей, которые переставали вести социальный образ жизни, отдавали членам организации свое имущество, уходили туда, отказывались от привычных социальных функций», — пояснила Наталья Копцева.
По наблюдению Копцевой, меру вреда «Свидетелей Иеговы» определяли еще с нулевых. Это была целая серия судебных процессов, по результатам которых собрали доказательства того, что действия организации подпадают под статью «О возбуждении ненависти или вражды, а равно унижении человеческого достоинства».
Судя по новостям, задержаниями свидетелей активно занимаются сотрудники УФСБ по Красноярскому краю. В ведомстве ответили «ПМ», что после запрета организации в Красноярском крае «было задержано трое участников» «Свидетелей Иеговы», а уголовными делами в их отношении занимается Следственный комитет. В ГСУ СК по Красноярскому краю на запрос «ПМ» (его отправили 9 июля) так и не ответили.