Posted 16 сентября 2019, 15:55
Published 16 сентября 2019, 15:55
Modified 29 мая 2023, 09:17
Updated 29 мая 2023, 09:17
Красноярск по праву считается промышленной столицей Сибири. Или уже не по праву? Сегодня мы решили вспомнить о заброшенных заводах, расположенных на территории города. Сразу скажем — те, чьи площади отданы под что-то другое, в зачет не шли. Только полная или частичная «заброшка». Ну и здесь, конечно, не все — так что пишите в комментарии.
Это зловещего вида здание у Николаевского моста хорошо известно всем красноярцам. Построен завод был в 1936 году и уже долгие годы стоит заброшенный. В сталкерской среде здание пользуется недоброй славой. Говорят, что на стройке погибло несколько работавших там зэков, и их духи до сих пор бродят по цехам, чиня пакости случайным посетителям. В 2018-м «мукомолку» хотели реставрировать к Универсиаде-2019, переделав остатки предприятия в гостиницу, но, видимо, не получилось. И теперь завод собираются снести.
Был сдан в эксплуатацию в 1960 году и предназначался для обеспечения шинами автомобилей Дальнего Востока, Восточной Сибири и Средней Азии. К 1993-му завод вышел на показатели 2.1 миллиона тонн шин в год. Но вскоре выяснилось, что россияне предпочитают покупать шины иностранного производства, и предприятие начало стремительно хиреть.
К 1995-му здесь выпустили только 280 тысяч шин, а в 2005-м Красноярский шинный купил холдинг «АМТЕЛ». Однако в их собственности предприятие пробыло недолго: уже в 2006-м завод вновь обрел самостоятельность и свалился в по-настоящему глубокий кризис. Появились долги по зарплате.
2007-й принес нового собственника — «Востокинвестшина». Но и это не помогло, и в 2009-м предприятие признали банкротом. Сегодня там небольшой мебельный цех и склады, остальное — заброшка.
Фото: Юрий Корзухин
Построили завод в 1952-м для прямого восстановления железа из руд для нужд народного хозяйства. Затем, в 1956-м, он был перепрофилирован на производство разной стальной мелочи. После распада СССР завод в третий и, увы, в последний раз сменил направление деятельности: там стали производить разные высокопрочные и легированные стали и никелевые сплавы, а заодно гвозди и известку. К сожалению, ни гвозди, ни известка не помогли «Сибэлектростали» выжить. Предприятие копило долги, в итоге пара смен владельцев — и банкротство в 2008-м.
Сегодня на месте завода построили жилой комплекс «Образцово», но просторы бывшей «Сибэлектростали» на этом далеко не исчерпаны, руин там еще предостаточно.
Эвакуированный в Сибирь в 1941-м Ленинградский радиозавод стал предтечей стразу двух красноярских предприятий. В военные годы на его технической базе был создан Радиотехнический завод, существующий по сей день, а после окончания Великой Отечественной, в 1952-м, — Телевизорный, судьба которого печальней.
Предприятие начало с выпуска передатчиков «Град» для военных нужд, но уже через четыре года принялось производить вполне штатские телевизоры «Авангард». Вершиной же местного телевизоростроения стал легендарный «Рассвет» — лучшее в мире навершие для холодильника «Бирюса».
Увы, но после появления на рынке цветных импортных телевизоров, оснащенных пультом ДУ, «Рассвет» померк. В 2003-м завод признан банкротом, сейчас на его территории — ТЦ «На Свободном» и другие торговые ряды. Однако несколько цехов еще сохранились.
Еще одно предприятие, появившееся во время войны. В 1941-м в Красноярск были эвакуированы Запорожский комбайновый завод и Люберецкий завод сельхозмашиностроения, на их основе и создали Красноярский комбайновый. Самой известной машиной предприятия стал комбайн «Енисей», которых за годы существования завода было выпущено более 700 тысяч. Машины этой модели успешно трудились на полях не только СССР, но и Китая, Болгарии, Вьетнама и Мексики.
Однако в 2000-м производство начало неумолимо сокращаться. В 2008 году завод выпустил 1,9 тысячи машин, в 2011-м — 197, а в 2012-м — 222. В 2013-м завод решено закрыть. Сегодня цеха Комбайнового еще стоят, но скоро их снесут и построят на этом месте жилые дома.
Фото: Городские новости
В 1941-м в Красноярск прибыли эшелоны с оборудованием эвакуированного в Сибирь паровозостроительного завода «Красный Профинтерн». Так началась история «Красноярского паровозостроительного», в 1950-м переименованного в «Сибтяжмаш». Завод специализировался на выпуске тяжелых промышленных кранов для предприятий черной и цветной металлургии. Кризис на предприятии наступил в 2009-м из-за падения спроса на продукцию, затем по стандартной схеме — долги, внешнее управление, банкротство, окончательное закрытие в 2011-м. Сейчас часть цехов сдается в аренду, часть пустует.
Фото: Урбантрип
В отличие от большинства красноярских заводов, пивоваренный был построен не при советской власти, а еще в 1875 году, при царе-батюшке Александре Николаевиче. С тех пор влачил довольно жалкое существование, пока директором предприятия в 1986-м не стала Евгения Кузнецова. С этого года началась история бренда «Пикра», ставшая «золотым веком» красноярского пивоварения.
Завод прославился семейством пивных «купцов», «Crazy–колой» (единственным в истории региональным брендом, отжавшим у «Колы» и «Пепси» до 47% местного рынка) и, конечно, «Флэшем». К сожалению, в 1998-м «Пикра» была вынуждена продать часть акций «Балтике», которая постепенно прибрала красноярское предприятие к рукам. Некоторое время «Пикра» выпускала «тройку» и «девятку», а затем и вовсе была закрыта владельцем. Сейчас завод пустует: «Балтика» отказывается продать его, так как боится возрождения конкурента.