Онкобольные дети из Красноярского края получили 96 доз заграничного препарата «Винкристин-Тева», который используют для химиотерапии при лейкозах, миеломах и саркомах. От его отечественного аналога — «Веро-винкристина» — у некоторых детей отнимаются ноги.
О закупке препарата рассказал депутат законодательного собрания Илья Зайцев. По его словам, 96 доз хватит 12 детям.
В разговоре с «ПМ» депутат рассказал, что лекарства ввезли легально, но сделать это было не просто — пришлось воспользоваться нюансами в законодательстве.
«Там крайне сложная ситуация. Российским законодательством не урегулирован вопрос ввоза зарегистрированных лекарств на территорию страны кем-то, кроме самих пациентов. Это практически патовая ситуация. Если для ввоза незарегистрированного препарата необходимо получить разрешение Минздрава РФ и там есть порядок, который описан пошагово и все ясно, то в ситуации с зарегистрированными препаратами — ввезти его может только пациент для личного пользования. Там есть определенные пути решения этих проблем», — рассказал Илья Зайцев.
По словам депутата, сейчас закупке заграничного препарата препятствует федеральное законодательство. Во-первых, закупки регулируются 44-ФЗ — там указано, что если на фармацевтическом рынке два поставщика российских аналогов, то иностранный препарат не покупается. Во-вторых, есть установленная Минздравом предельная цена жизненно важных лекарственных препаратов — в отношении «Винкристина» это около 90 рублей, а заграничный аналог стоит в районе 250-350 рублей.
«Соответственно, иностранные поставщики не могут продать этот препарат здесь, потому что цена его поставки в Россию выше, чем максимальная цена, установленная Минздравом. И в целом — появляются дети, у которых есть заключение врачебной комиссии, где сказано, что «Веро-винкристин» российского производства имеет больше нежелательных последствий, чем ожидаемой пользы от его применения, и необходимо искать альтернативные способы лечения или терапию. А ее нет, потому что этого лекарства здесь нет. Одно, второе, третье, четвертое наслаивается друг на друга».
Илья Зайцев рассказал, что эта проблема актуальна для многих регионов страны, ведь такие дети есть не только в Красноярском крае — например, к нему обратились родители из Москвы и попросили решить вопрос с поставками лекарства в их город. По словам депутата, сейчас вопрос решается несколькими путями.
Так, вместе с краевым минздравом и «Губернскими аптеками» Зайцев ищет способ закрыть хотя бы полугодовой дефицит «Винкристина-Тева». Также сегодня на комиссии заксобрания по здравоохранению депутат предложит составить обращение к Минздраву РФ, чтобы они обратили внимание на проблему на федеральном уровне. Кроме того, Илья Зайцев планирует обратиться к детскому омбудсмену Анне Кузнецовой.
«Необходимо комплексное решение на федеральном уровне. Даже, предположим, если мы привлечем лучшие умы Красноярского края и разработаем проект о внесении изменений в 44-ФЗ — это затянется на годы. Сначала проект поступит в Госдуму, его отправят по регионам для дачи высказывания мнений, после этого направят в правительство России для того, чтобы там дали заключение. Потом, когда-нибудь, его рассмотрят в первом чтении. Потом еще через год во втором, потом в третьем, потом отправят в Совет федерации. В общем, пройдут годы, прежде чем мы его разработаем. А дети есть сейчас».