Вот и подползает к финишной ленте еще один год, а так как Красноярск — ресторанная столица Сибири, то наш ресторанный критик подводит итоги года в сфере общепита. Скверно. Пожалуй, именно это определение идеально подходит для подведения итогов прошедшего ресторанного сезона. Если до этого лауреатов на звание открытия года приходилось придирчиво выбирать из множества вариантов, то в 2019-м кандидатов, как добровольцев на урановые рудники.
Все может измениться с открытием в середине декабря двух рыбных ресторанов — Seabass & Sauvignon и Tunguska. Но в полную силу потенциальные игроки заработают только в 2020-м, так что пока без них.
Внимание! Этот текст — личное мнение ресторанного критика, все характеристики заведений являются оценочным суждением, с которым вы вправе не соглашаться
Открытие года 3 место: Fresco Fresco — голый король. Рестораном года заведение стало в условиях даже не безрыбья, а полного отсутствия какой-либо другой органики в этом корыте с дистиллированной водой. Да, ресторан красиво выглядит, да, пытается в меню, да, обладает чрезвычайно эффектной посудой. Но кухня при этом весьма и весьма средняя.
В общем если в рестораны вы ходите, чтобы покормить в первую очередь инстаграм, то пойдет, если для вас на первом месте гастрономические ощущения, лучше обойти стороной. Середнячок в красивой обертке, как кока-кола в коньячной бутылке.
2 место: Jawsspot Вот мы и дожили до времен, когда общепитовскими открытиями становятся места вообще без кухни. Но если отвлечься от этого неприятного факта, Jawsspot в тройке заслуженно. Учитывая бушующую на планете пивную революцию, миллионному городу сегодня просто стыдно жить без приличного крафтового бара. Конечно, были таковые и до Jaws, но здесь, во-первых, значительно дешевле, а во-вторых, очень приличный выбор на кранах.
К тому же заведение не лежит смирно на спине, а активно продвигает пивную культуру с помощью слепых дегустаций и лекций о диковинных сортах.
Одно жалко — привязка к Jaws закрывает дорогу на краны для других отечественных пивоварен, так что ждем бары от «Заговора», AF, и «Штамм Бира».
1 место: «Вписка» Первое место «Вписка» получает не за гениальную кухню, тонкую настройку бара или прорывной дизайн, так как ничего этого там и близко нет, а за гениальный маркетинговый ход.
Владельцам удалось с минимальными затратами сделать удивительно успешный кабак. Дешевое пиво, приличная шавуха и русский рэп — три икеевские акулы, на которых и стоит заведение. Ну и да, какой год, такой и победитель, что, собственно, не умоляет гениальности идеи «Вписки».
Провалы года Вот здесь есть из чего выбрать. В 2k19 красноярские рестораторы вовсю палили в молоко, создав массу максимально нелепых, неудачных, да и попросту плохих заведений. Благо, волк рынка не дремлет и две самые паршивые овцы — кукольная боулошная Booba и провинциальная закусочная Old Future, — успели откинуть копыта, но и без них есть чем поживиться.
3 место: «Карета» Странно, что создатели сами не догадались, что совмещать шикарный ресторан с интерьерами ар-деко и кондитерскую лавку все равно, что устанавливать коптильню на выставке противопожарных сигнализаций.
Какой смысл восседать на гнутых диванах если рядом постоянно ходят, хлопают дверями и топчут любители сладостей? Также в заведении почему-то принято подавать к суши с вагю и фуа-гра за 1 500 рублей копеечные одноразовые палочки и переваривать осьминога до калошного состояния.
2 место: «Генацвале» Не ресторан , а цветок-мухоловка. Красивый интерьер, любезные хостес, анфилады залов, свет, простор — и только сев за столик, ты понимаешь, что вляпался. Такое ощущение, что кухня заведения находится на луне. Во-первых, иначе эти цены и время доставки не объяснить, а во-вторых, уровень знаний поваров о грузинской кухне вполне соответствует лунной прописке.
Салат из тыквы горький, хинкали дырявые, хачапури с минимумом сыра — и все это, еще раз напомним, за цены, принятые в космической отрасли.
1 (оно же последнее) место: voXKan Просто трэш. Открывать в 2019-м в Красноярске такое все равно, что торговать в Кремниевой долине граммофонными иголками. Пироги, слепленные не поваром, а во всех смыслах этого слова глиномесом, сок вместо супа, и что-то, напоминающее лобковую шерсть хипующего мамонта вместо чуррос.
Не зря на кафе ополчилось само мироздание, меньше чем за год в него врезалось два автомобиля. В общем, внимание на фото.
Фото: Андрей Сковородников Закрытия года Даже с закрытиями в этом году так себе. Ни одного абсолютного культа вроде «Че Гевары» или «Эры». Но тройку тех, кого жалко, мы все же нашли.
«Короли и капуста» Не то чтобы это было какое-то важное место, но с его закрытием окончательно перестало функционировать памятное многим здание кинопарка «Пикра». Теперь дом стоит холодным и пустым, ожидая новых арендаторов, которые сумели бы заново нагреть одну из некогда самых горячих точек красноярской жизни. Грустно, даже «Проспект Мира» оттуда съехал.
Бар «Светофор» В этом году пристань загулявшего поэта, художника, музыканта или бомжа приказала долго жить. Жаль, ведь этот скромный на вид кабак долгие годы волок на своих трехцветных плечах всю тяжесть красноярского андеграунда.
Здесь устраивались концерты, читки, пляски и прочие безобразия. К тому же разливали дешевое пиво и в душу никто не лез со своим маркетингом.
«Рюмочная №1» Печально, когда уходят старики. Но куда трагичнее, когда суровая рука фатума обрывает карьеру молодых на взлете. Правда, в случае с рюмочной скорее на плато, но все равно жаль.
Арендодатель отказался продлевать аренду, и одно из самых веселых питейных заведений исчезло с карты города. Где теперь грамотно остограммиться интеллигентному человеку?
Тренды Рестораторы иногда напоминают учеников средней школы в кошмарах ее директора. Если один взялся варить борщи, завтра все начнут, а если один закукарекает — завтра весь Красноярск будет просыпаться под петушиное пение. Поэтому есть смысл рассмотреть тренды этого года и попытаться предсказать, что нас ждет в следующем.
Нисходящий тренд: грузинские кафе Вот уже два года красноярские капитаны общепита, забыв про любимые некогда бургеры, лихорадочно открывали кафе грузинской кухни. К лету уже казалось, что от Енисея тянет ткемали, а в пении дроздов читалось застольное многоголосие. Кончилось все, как мы знаем, «Генацвале», и сейчас «грузинки» — натура уже отходящая.
Восходящий тренд: лапшичные И снова здравствуйте. Тренд на паназиатчину, вроде бы благополучно скончавшийся три года назад, возвращается вновь. Только на этот раз есть воки, фо бо и том ямы нам предлагают не в чинных кафе, а на ходу в обитых древесиной палатках. В рядах этих заведений есть как выдающиеся экземпляры, вроде «Фо Бо» у Детского мира, так и откровенный проходняк. Но в целом ларьки с пряными супами — явление скорее приятное.
Общий тренд: вымирание общепита для «среднего класса» Прискорбное и, надеемся, неверно сделанное наблюдение говорит нам о том, что в Красноярске вымирают кафе. То есть не те заведения, где можно есть руками, не снимая пальто, и не те, где вас кормят с золотых тарелок, а обычные кафе — столы, стулья, посуда, приличное меню.
Возможно, дело в том, что таким предприятиям неуютно в условиях постоянного роста цен. Если шикарные рестораны при подорожании продуктов могут задирать цены, сохраняя качество, а столовки, роняя качество, сохранять цену, то общестроевые кафе этого люфта лишены. От того и вымирают.