Два дня на производство и платья как отдушина Сумки Александра изготавливает дома. Под импровизированную мастерскую она оборудовала отдельный угол, где поставила стеллаж с тканями и фурнитурой и швейную машинку. Тут же лежат иллюстрированные книги по ботанике и орнитологии, к которым Гольцова обращается для проработки деталей.
Обычно Александра разбивает день на несколько подходов по два часа работы. Сначала — эскиз, потом — вышивка (только вручную), раскройка, затем к основной ткани приклеивает плотный дублерин, чтобы сумка держала форму, и подкладку.
Когда будущий аксессуар почти готов, к нему вручную пришивают застёжку-фермуар. На одну сумку у Александры обычно уходит два дня. В неделю она производит две-три сумки, в месяц — около десяти. По подсчётам Гольцовой, сейчас примерно 70% изделий она создаёт на заказ, остальные 30% — то, что хочется ей самой.
«Иногда бывает так, что делается одно и то же, — объясняет Александра. — В феврале, например, я делала подряд четыре сумки с мухоморами. Чтобы не приелось, в перерывах нужно что-то для себя. Потом эти сумки всегда находят хозяек».
Также с прошлого года Александра продаёт льняные платья, однако это скорее побочная деятельность, что-то вроде отдыха, говорит она: «Платья на продажу я шью под заказ, потому что, если шить их просто так, для себя, у себя оно и останется: не всем подойдёт по размеру».
Качели заказов и средняя зарплата по России
В среднем в месяц Mart Bag выполняет примерно восемь-десять заказов — это и сумки, и платья, но предсказать точное количество никогда нельзя. «Бывает, что неделю ничего нет, а в следующую — сразу много. Это такие качели между кажущейся ненужностью и всплеском. Я уже спокойно к этому отношусь: если сейчас не заказывают, то скоро будут», — признаётся Александра.
У бренда есть сезонные всплески: перед Новым годом, к весне и лету. Спад обычно происходит в августе-сентябре, после поры отпусков.
За последние два года у Гольцовой сложился пул постоянных заказчиков: некоторые, купив одну сумку, потом обращаются за второй и третьей, кто-то приобретает себе, кто-то — в подарок, и так появляются новые клиенты. Своей основной аудиторией она считает девушек и женщин от 25 до 45 лет, мужчины тоже встречаются, но они покупают сумки в подарок.
Сейчас у Александры — около 8 тысяч подписчиков в инстаграме. Этот аккаунт Гольцова называет главной площадкой для продаж и поясняет, что ей очень пригодилось давнее увлечение фотографией.
«При продаже в интернете важна не только сама вещь, но и то, как ты её подаёшь. Я всегда стараюсь создать какую-то историю на фото. Не пользуюсь фотошопом, только цветокоррекцией, если нужно. Мне важно, чтобы вещь на фото была такой, какая она в жизни, чтобы у покупателя потом не было неприятного удивления. Вообще, всё это интересно делать: получается, что ты не винтик в каком-то механизме, а сам себе дизайнер, художник, фотограф и иногда модель».
Кроме инстаграма, Гольцова выставляет свои сумки на сайте Etsy . Здесь идут основные зарубежные покупки Mart Bag: за полтора года с момента регистрации на площадке Гольцова продала там более 40 вещей. Правда, продавцы платят Etsy комиссию около 20% с продаж.
По словам Александры, сначала заказы на Etsy были в основном из России (как правило, из Москвы), но теперь число российских и зарубежных покупателей почти сравнялось. Изделия Mart Bag покупают в США, Европе — от Финляндии до Франции и Великобритании, недавно появились первые клиенты из Австралии, Тайваня и Японии.
Цена сумки варьируется в пределах 5 000 - 6 000 рублей — встречаются как дорогие вещи, так и более бюджетные: за 1 500-2 500 рублей. Платье стоит примерно 4 500-7 000 рублей. На Etsy вещи стоят от 40 до 115 фунтов стерлингов. Александра признаётся, что её доходы сейчас гораздо выше, чем была зарплата в институте на полторы ставки, «однако есть разбег по месяцам, и это не сверхдоходы, где-то средняя зарплата по России, и выходит — 30-40 тысяч рублей». Примерно 25% из этого тратится на покупку материалов, упаковки и прочие сопутствующие нужды.
Коронавирус и медленное возвращение
Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения сказались на бизнесе Александры — в марте заказов стало меньше: «Из-за всей этой ситуации в мире все боялись, чего-то ждали. Я в это время доделала старые заказы, воплощала свои задумки».
Уже с апреля, впрочем, ситуация постепенно стала выравниваться: восстановились зарубежные заказы, в основном из Америки. Русские возвращаются медленнее, говорит Александра, — покупателей из России пока меньше, чем до коронавируса. В мае бренд Mart Bag получил 10 заказов, в начале июня — два. «В целом я думала, что будет хуже», — говорит Гольцова.
Однако с коронавирусом связана не только проблема падения спроса: из-за закрытых границ между странами и сильно урезанным авиасообщением ещё не все апрельские заказы дошли до покупателей.
«Я вижу, как на сайтах зарубежные мастера предупреждают, что посылка будет идти долго. Кто-то вовсе не принимает заказы и на время закрыл магазин. Я не закрывала, потому что у меня слишком много заказов и не было никогда, — делится Александра. — Плюс я всегда думала, что это ненадолго и что уже в середине апреля пандемия пойдёт на спад. Сейчас потихоньку всё открывается и, надеюсь, нормализуется в ближайшее время».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
В последние месяцы меня очень тревожили проблемы с международной доставкой. И сейчас многие посылки все ещё не отправлены из России, некоторые лежат уже 2 месяца. Это очень грустно. Сегодня я несколько часов провела, проверяя трек-номера, написала много заявлений на розыск. Я уверена, что посылки не потерялись, но так, может быть, на них скорее обратят внимание. И все таки сейчас появилась надежда, что эта ситуация скоро разрешится. Одна хорошая новость все таки случилась - посылка в Японию чудесным образом дошла через Польшу. Спасибо за терпение тем, кто ждёт свои сумочки и платья💚 Если у вас есть новости о международной доставке, поделитесь пожалуйста
Публикация от MartBag (@ale_goltsova) 17 Июн 2020 в 4:02 PDT
«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело. Проект «Мастера» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» .