Наследие Демирханова: рассказываем о достопримечательностях, которые создал архитектор

12 сентября 2020, 16:36
Скончался Арэг Демирханов — архитектор, во многом создавший современный Красноярск. За 88 лет жизни Арэг Саркисович спроектировал сотни зданий, сегодня мы напомним вам о семи самых известных.

Скончался Арэг Демирханов — архитектор, во многом создавший современный Красноярск. За 88 лет жизни Арэг Саркисович спроектировал сотни зданий и памятников, сегодня мы напомним вам о семи самых известных.

Гостиница «Красноярск» — 1976 год

Сегодняшнее здание гостиницы «Красноярск» обязано Демирханову не только внешним видом, но и размером. Изначально здание должно было быть в два раза меньше, но архитектор убедил чиновников, что Красноярску нужна гостиница минимум на 500 мест. Этим он не только облагодетельствовал будущих гостей, но и задал площади тот величественный вид, к которому мы привыкли сегодня. По замыслу Демирханова, площадь как бы развивается по спирали. От театра оперы до самой высокой точки — здания Енисейского речного пароходства.

Городская администрация Красноярска — 1976-год

Администрацию города Демирханов проектировал вместе с другим архитектором — Брусяниным. Сегодня многие уже и не помнят, что изначально здание выглядело несколько иначе. На месте остроконечной башни Биг-Бена находилась плоская башня с электронными часами, которые теперь перекочевали на торговый центр «Евразия». Впрочем, сегодняшнюю башню спроектировал все тот же Демирханов, правда ориентировался он не на английский Биг-Бен, а на русские срубы.

Красноярская Филармония — 1982 год

По задумке Демирханова, здание должно было напоминать крыло рояля. До реконструкции так оно и было, но в современном виде от прежнего музыкального облика мало чего осталось. Тем не менее, здание и сейчас весьма приметное. Есть мнение, что филармония, музей Ленина и здание института искусств создадут единый ансамбль — как бы ось, направленную из прошлого в будущее.

Музейный центр Площадь Мира — 1987

Здание строилось как самый большой за Уралом музей Владимира Ленина и проектируя его, Демирханов и его ленинградские напарники Александр Бакусов, Владимир Коротков и Владимир Ривин впервые в СССР применили инновационный принцип строительства. До этого внутренние помещения планировались с учетом внешних контуров, тут же наоборот — именно внутреннее обустройство задавало внешний вид. Этим новаторство не ограничивалось: внутри музея были использованы совершенно нетипичные для того времени дизайнерские приемы. Первые зрители были поражены.

Монумент «Кандальный путь» — 1978 год

Памятник не зря установлен на Предмостной площади. Именно здесь проходил Московский, он же Кандальный тракт, по которому на каторгу брели заключенные, как уголовные, так и политические. Памятник представляет собой три группы в цепях и отдельно стоящую фигуру. Фигура выражает несломленную волю, а закованные кандальники символизируют три волны политических заключенных — декабристов, народников и социал-демократов. Правда, в народе за фигурой гордого кандальника закрепилось прозвище «Мужик в душе». Но это несущественно.

Памятник Поздееву

У самого народного из красноярских памятников три отца: скульптор Юрий Злотя и архитекторы Арэг Демирханов и Михаил Меркулов. Сегодня памятник любим всеми, но на стадии проекта вызывал множество разногласий. Друзья художника называли его слишком реалистичным, вдова художника Валентина Михайловна утверждала, что он никогда не носил зонтик, а коллеги говорили, что людная улица не место памятнику. Тем не менее, авторам удалось отстоять первоначальную концепцию. А поставить памятник на Мира придумал именно Арэг Демирханов.

Реки Сибири

Ну и наконец, одна из последних знаковых работ Демирханова — фонтан «Реки Сибири». Фонтан любят далеко не все, но надо признать, что совместная работа Демирханова и Зинича вышла запоминающейся. Сегодня площадь собираются реконструировать, но фонтан решено оставить на месте.

#Истории #Люди
Подпишитесь