В новом выпуске рубрики «Свое дело» «Проспект Мира» и Агентство развития бизнеса (Центр «Мой бизнес») рассказывают о бренде «Большая шишка», который основала молодая мама и предприниматель из Курагино Марина Маркидонова. Она сама готовит полезные десерты из сосновых шишек, орехов и дикоросов, а ее шишки в шоколаде понемногу завоевывают рынок региона.
Как все начиналось
А началось все с любви к тайге. Став мамой, Марина с мужем и ребенком стала чаще бывать на природе, особенно семья полюбила лес вблизи Курагино. Однажды девушка собрала шишки, чтобы сварить варенье для близких. Семье блюдо понравилось, а Марине пришла идея попробовать его продать.
На тот момент не было ни названия, ни упаковки. Пришлось срочно что-то придумывать, так появилось словосочетание «Большая шишка», которое поначалу показалось не слишком удачным.
«Я просто выписывала фразы, которые более-менее соотносятся с моей продукцией. Пришла на ум «Большая шишка», и я подумала, что не очень удачное название, потом, если хорошо пойдет, то я серьезно подумаю, ребрендинг сделаю. Но в итоге оно так приросло, что мне уже не хочется его менять. Это же еще и устойчивое выражение, игра слов».
Первых покупателей Марина нашла среди родственников и знакомых, но постепенно через сарафанное радио о женщине узнал весь поселок, и сейчас все больше малознакомых и совсем незнакомых людей заказывает продукцию. Пока, в основном, это жители Курагино, но в будущем Марина планирует значительно расширить территорию сбыта.
По образованию Марина экономист, но всегда хотела профессию, связанную с творчеством. Она работала копирайтером, занималась видеомонтажом, перепродавала детские новогодние костюмы, но ни к чему не лежала душа.
«Когда ты пробуешь, то понимаешь, твое или не твое. Я искала дело, где можно реализовать свою творческую энергию. Монтировать мне понравилось, но больше для себя. А вот когда речь шла о заказных материалах, творческий замысел реализовывать не удавалось. Когда я продавала костюмы, мне не нравилось, что я ничего сама не создаю. А когда работала копирайтером и заполняла сайты, каждый раз, когда писала раздел «О нашей компании» думала: «Жаль, что пишу о чужой, а могла бы о своей».
Еще на этапе создания этикетки «Большая шишка» Марина решила зарегестрироваться как ИП. С ведением своего дела помогло Агентство развития бизнеса, рассказывает предприниматель. Она подала заявку на бесплатную сертификацию продукции. Не за горами также появление наемных сотрудников.
Первые трудности и поддержка семьи
Вареньем Марина занялась в июне 2020 года, и почти сразу же столкнулась со сложностями. Нужна была тара и красивая упаковка, а в Курагино ничего подобного не было. Пришлось заказывать из Красноярска и забирать в Абакане. При этом, расстояние от Курагино до Абакана 100 километров, ездить туда приходилось чуть ли не каждую неделю.
С удаленностью от Красноярска связана и еще одна проблема — доставка продукта для целевой аудитории. Основные потребители таежных деликатесов, по словам Марины, — это жители мегаполисов, соскучившиеся по всему натуральному. Но отправлять им товар девушка пока может только почтой. И это, конечно, неудобно: нет четких сроков, когда заветная баночка окажется в руках покупателя.
Получилось, что жить в Курагино и удобно, и неудобно одновременно: сырье рядом, а вот потребитель далеко, но Марина уверена, что справится с этой проблемой, ведь она заручилась поддержкой семьи. И первую помощь с бизнесом оказали именно домашние.
«Если бы не было поддержки семьи, то ничего бы не было. Особенно я благодарна супругу: во время приготовления он берет ребенка и увозит его к бабушкам, либо сам занимается с ним, гуляет. Муж вообще мне очень сильно помогает, мы с ним вместе ездим за шишками и иван-чаем. А для того чтобы я смогла поучаствовать в конкурсе «Мама-предприниматель», муж специально взял отпуск, чтобы посидеть с малышом».
«Мама-предприниматель»
Конкурс «Мама-предприниматель» уже третий год проводит Агентство развития бизнеса. Проект рассчитан на женщин в декрете, которые или только планируют открыть свое дело, или занимаются предпринимательством не более года.
Марина узнала о конкурсе из рекламы, оформила заявку — и стала одной из тех, кого пригласили на обучение в Красноярск и дали возможность побороться за грант в 100 тысяч рублей.
«Я сразу поняла — это шанс, который я не должна упустить. Я искала сообщество, где можно пообщаться с предпринимателями, поделиться опытом, и тут внезапно его нашла! Когда ехала на конкурс, только и думала о выигрыше и том, как вложу эти деньги в свое дело. Но желание победить отошло на второй план, когда я познакомилась с участницами: я обрела тех, с кем могу обмениваться идеями и советоваться. Наконец-то я получила обратную связь, о которой так долго мечтала».
Конкурс стартовал в середине сентября и продлился пять дней, в нем участвовали мамы из разных городов и поселков края. Все они общались с бизнес-тренерами, а потом каждая должна была разработать и презентовать собственный бизнес-план. Лучшей в своем деле оказалась Марина, она не только выиграла грант, но и сумела себя зарекомендовать себя среди других участниц. Сейчас она одна из тех, кто состоит в закрытом чате, где девушки ежедневно общаются, советуются и проводят мозговые штурмы.
Планы
Грант в 100 тысяч девушка собирается потратить на помещение и оборудование: ей необходим дегидратор, чтобы сушить ягоды. Сейчас Марина покупает сушеные ягоды в упаковке, хотя это сырье можно братьу местных продавцов и сушить самой. Еще одна просто необходимая вещь — емкость для темпирования шоколада. Она поможет готовить «шишку в шоколаде».
В планах — наладить работу с логистической компанией, которая развозит товары по краю, а с пункта доставки товар будет забирать курьер и отвозить непосредственно заказчику. Тогда потребителю не нужно будет долго ждать или ехать в пункт выдачи.
Сейчас Марину и ее «Большую шишку» можно найти не только через инстаграм, у компании уже есть свой сайт, в ближайшее время появится реклама в соцсетях. С делами нужно уложиться до Нового года, чтобы привлечь побольше покупателей. А в самых ближайших планах — напомнить подписчикам про День учителя, к этому празднику у Марины тоже заготовлено немало сюрпризов.
Интересно, что сейчас самым популярным продуктом в линейке стало не варенье, с которого все начиналось, а шишка в шоколаде. На втором месте — шоколад с цельными шишками и лесным орехом. Возможно, тут сыграло свою роль то, что Марина — чуть ли не единственная в крае, кто делает шишки в шоколаде.
«Я попробовала это дело, потом полюбила. Мне нравится не только процесс приготовления продукции, но и придумывание дизайна, изготовление боксов. Получилось, что постепенно пришла к этому бизнесу и планирую дальше его развивать».