Posted 28 сентября 2020,, 13:15
Published 28 сентября 2020,, 13:15
Modified 29 мая 2023,, 10:22
Updated 29 мая 2023,, 10:22
30-летнюю Ульяну Королёву принимают то за мастера по маникюру, то за модель глянцевого журнала. Но нет! Хрупкая с виду девушка с длинными светлыми волосами уже четыре с небольшим года работает дальнобойщицей — и при этом успевает воспитывать трех дочерей.
«Проспект Мира» пообщался с Ульяной и узнал, каково это — водить газель и бороться с дискриминацией в профессии, которая считается мужской (а зря).
«Мужчина идет, подмигивает, — смеется Ульяна, одновременно поворачивая одной левой руль своего автомобиля. — Стояла в пробке на Северном шоссе. Ехал Камаз — тягач, бортовой, груженный. Ехал, махал мне. Я ему тоже помахала».
Мужского внимания у Ульяны хоть отбавляй — нечасто встретишь эффектную блондинку за рулем грузовика.
Цели стать дальнобойщицей не было, рассказывает Королёва. В детстве мечтала стать звездой конного спорта, позже — ветеринаром, чтобы лечить лошадей.
Однако ни та, ни другая мечты не сбылись. После окончания школы девушка по настоянию мамы подалась в рекламу, но поняла, что это не ее стезя.
«Я поступила на рекламщика. Отучилась три года, ушла в декрет. Поняла, что не мое. Сразу ушла во второй декрет — и уже не вернулась. В сознательном возрасте, когда моему второму ребенку было года два, пошла учиться на педагога — потому что мне это нравилось. Отучилась, работала, потом ушла по некоторым причинам (не думаю, что им стоит уделять особое внимание). То, чем я занимаюсь сейчас — безумно рада, что я именно в этом. Потому что я очень люблю водить машину. Я люблю дорогу, дальние рейсы, в этом есть своя романтика», — поясняет дальнобойщица.
«Жужу» — именно так Королёва ласково называет свою газель зеленого цвета — они с мужем приобрели для одного проекта (что это был за проект, она предпочла оставить в секрете). Когда супруги реализовали задуманное, машина осталась стоять на парковке во дворе, и Ульяна решила найти ей применение. Так начались ее первые шаги в грузоперевозках.
«Наткнулась в интернете на группы Красноярска, где общаются газелисты. Пришла к ним в группу, они очень удивились — и начали помогать. Подсказали, как можно работать, где брать заявки, как это выглядит все изнутри. Я начинала с банальных домашних переездов, которые в те времена стоили не так дорого. Приезжаешь, привозишь человека в соседний дом, получаешь 300-500 рублей — и счастливый едешь дальше. Потом началось сарафанное радио, что вот есть такая девочка, которая ездит. Сама тоже искала клиентов, потому что нужно было нарабатывать клиентскую базу. Искала, договаривалась, встречалась, рассказывала, предлагала свои услуги — с некоторыми клиентами работаю и по сей день».
Ульяна признается, что поначалу муж отнесся к желанию работать дальнобойщицей с опаской, однако чуть позже смирился — и стал ее напарником.
«Он говорил: зачем тебе это надо, одни мужчины вокруг, грузчики, непонятные клиенты, что ты будешь делать, если попадутся какие-то пьяные, или тебе скажут ехать куда-нибудь на дачи. А потом, когда я начала в этом вариться, работать, то поняла, что газелисты — это банда. Можно написать, позвонить, приедет толпа газелистов и защитит тебя, — рассказывает Ульяна. — Он смирился. Потом начал работать со мной. Я отправляла его на какие-то свои заявки: например, если я не успеваю, то едет он. Или я еду на один межгород, он — на другой (на еще одной нашей машине). Если это дальний маршрут, более 600 километров, то мы едем вдвоем».
Семья Королёвых воспитывает троих дочерей — трех, восьми и девяти лет. Иногда девочки отправляются в путь вместе с родителям. Ульяна считает, что поездки доставляют ее детям большое удовольствие.
«Дети очень любят ездить с нами, потому что для них это какая-то движуха. Им это нравится. Когда школе у них было задание описать ключевыми словами то, как они провели лето, мои написали про Барнаул, Рубцовск и другие города, которые мы с ними посетили».
Дальнобойщица затрудняется назвать точное количество городов, где она была. Как и количество рейсов.
«Мы ездили по всей России. Первый рейс вообще был в Москву. Ездили и в сторону Иркутска, Усть-Кута, Богучан... В сторону Алтайского края было такое, что мы ездили туда каждую неделю, — вспоминает дальнобойщица. — Бывает, что в понедельник мы загрузились, развезли все грузы по населенным пунктам Кемеровской области, вернулись в Красноярск, например, в среду. Четверг побыли в городе, поработали — а вечером загрузились и снова уехали».
Самым опасным приключением в дороге Королёва называет случай, когда они с мужем заблудились в лесу, а потом случайно помешали краже 30-литровой бочки с соляркой из кузова.
«Навигатор завел нас в тайгу. Была ночь, часа три. Спустя время навигатор нас потерял, связи нет. Я понимаю, что заблудились. Достали телефон, включили компас и поехали по нему. Через часа полтора мы выехали, проехав не один десяток километров. Остановились около близлежащей заправки и легли спать. Я проснулась от того, что услышала звук наших железных бортов. Я понимаю, что кто-то что-то хочет украсть. Открываю дверь, выбегаю босиком на асфальт, смотрю, парень отходит от машины, я говорю: ты что тут делаешь? Он: да я ниче, меня просто пошатнуло на вашу машину, я просто облокотился. Тут же вышел муж. Мы смотрим, что груз на месте. Этот парень садится в свою машину, она стояла в нескольких метрах с открытыми дверьми, и уезжает. Он хотел украсть бочку солярки. Видимо, пытался поднять ее, сил не хватило, отпустил — из-за этого я проснулась».
Более серьезных случаев в дороге не случалось. Максимум — спускало колесо на трассе. Со слов дальнобойщицы, обычные водители неохотно останавливаются, тогда как члены «банды газелистов» всегда готовы помочь.
«Я не могла открутить запаску. Пыталась остановить другую машину, тогда у меня еще не было рации в машине. Никто не остановился, потому что была ночь. Да и ситуация странная была: стоит джип на обочине, вероятно, там кто-то спал, рядом газель на аварийке и голосующая девушка. Остановился один трехтонничек, который сказал, что крикнет по рации, чтобы мне помогли. Но мне не помогли. Тогда я написала в чат грузоперевозок — ребята тут же откликнулись. Были те, кто готов был прилететь даже из Сосновоборска. Это было приятно. Но мне помог муж — он тогда возвращался с очередного рейса. Запаску пришлось срезать болгаркой из-за прикипевших болтов».
Ульяна говорит, что дальнобойщики хорошо реагируют на дальнобойщиц. Хотя до сих пор встречаются те, кто заявляет, что дальнобойщик — это не женская профессия. С таким утверждением Королёва не согласна.
«Девушек за рулем грузовичков, газелелек, трехтонничков, пятитонничков, Камазов, фур становится все больше и больше. Пока мужчины с удивлением реагируют на то, что вести большегруз может девушка. Едут, переговариваются по рации: смотри-смотри, девчонка едет. Я все это, конечно, слышу, и отвечаю им по рации».
Ранее с Ульяной поговорил телеграм-канал «Бал дебютанток» и несколько СМИ. В соцсетях под постами с ее рассказом были пользователи, которые пытались критиковать ее. Например, за внешний вид или за то, что занята не женским делом. Дальнобойщица признается, что ей обидно читать подобные высказывания, однако успокаивает себя тем, что хороших отзывов гораздо больше.
«Очень много пишут в комментариях, что я мужик, что девочка не пошла бы на такую работу. Могу поспорить. Просто бывают девочки, которым нравится такая работа. Кто-то говорит, пошла бы лучше курсы маникюра закончила. У меня есть диплом мастера по маникюру, я пыталась им работать, но не мое это. Мне нравится водить машину, — рассуждает девушка. — Люди, не зная человека, сидя дома на диване, пишут какие-то комментарии, не очень приятные, и ты понимаешь, что ты не такой. Ты вроде честным трудом зарабатываешь деньги. Делаешь то, что умеешь делать, а про тебя пишут какие-то гадости. Это расстраивает, но хороших комментариев все равно больше».
Сейчас Ульяна хочет получить права категории C (дает право управлять автомобилями с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн) и E (составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям В и С). Все потому, что дальнобойщица хочет работать на тягаче с прицепом.
За жизнью Ульяны Королёвой можно следить в ее инстаграме.