Posted 8 ноября 2021, 11:30
Published 8 ноября 2021, 11:30
Modified 29 мая 2023, 10:34
Updated 29 мая 2023, 10:34
В каждом городе есть достопримечательности, которые местные жители стремятся показать приезжим. Сегодня каждого гостя Красноярска обязательно свозят на смотровую площадку на Николаевской сопке, сводят на Столбы, проведут по проспекту Мира и прогуляют по набережной. А что бы показали вам красноярцы, если бы вы приехали в город в конце октября 1900 года?
В 1900 году Железнодорожному мосту через Енисей был всего год, но главный его триумф был близок. Именно во время вашего визита в город на Енисее несколькими тысячами километров западнее, в Париже, вовсю шла Всемирная выставка. Ее итоги подведут как раз в ноябре и победителем объявят Красноярский Железнодорожный мост. Ровно таким же призом 11 годами ранее была отмечена знаменитая Эйфелева башня. Золотая медаль в Париже и по сей день остается наивысшим достижением красноярской архитектуры.
Мост действительно впечатлял. 907 метров стальных конструкций с пролетами по 144 метра, невероятная стоимость в 3 миллиона царских рублей — все это вызывало искреннее восхищение современников.
Увы, до 2021-го мост не дожил совсем чуть-чуть. В 2002 году его начали демонтировать, а в 2007-м безвозвратно сдали на металлолом, не оставив даже кусочка на память.
Старейшее каменное здание Красноярска и долгое время — главный собор губернии. Красноярцы наверняка показали бы вам основные его достопримечательности: икону Преображения Господня в солидном 5,5-килограммовом серебряном окладе, новую колокольню, построенную в 1850 году с вестовым колоколом, и деревянный портир, расписанный еще во времена Бориса Годунова.
Не менее интересно было бы посетить кладбище у собора, где среди захоронений первых красноярцев можно было увидеть и могилу командора Резанова — знаменитого путешественника, скончавшегося по дороге из Калифорнии в Петербург.
Собор до наших дней не дожил. В начале 60-х храм, уже переоборудованный под механический завод, снесли. Утеряны были и расписной портир, и колокольня, и могила Резанова. А вот икона уцелела — сейчас ее можно увидеть в Краеведческом музее. Правда без оклада, его в 1935-м сдали в банк на нужды индустриализации.
6 декабря 1895 года в Красноярск прибыл первый в истории поезд. 20 вагонов, украшенных цветами и лентами, оркестр, речи, шампанское. День стал поворотным в истории Красноярска, прокладка дороги через город на Енисее определила его дальнейшую судьбу — промышленной столицы Сибири, — и оставила далеко позади ближайших конкурентов, Енисейск и Томск.
Неудивительно, что вокзал в начале 20 века был местом ультрамодным. Здесь гуляли, обедали в буфете, смотрели на поезда. Так что, если бы вы прибыли в Красноярск 1900-го, визит на вокзал был бы неизбежен. И это не говоря о том, что именно по железной дороге вы в город, скорее всего, и приехали бы.
С тех пор вокзал дважды перестраивался. Сперва его существенно расширили в 1961-м, а затем в 2003-м проапгрейдили до современного состояния.
А вот торговый дом купца Гадалова спокойно стоит на прежнем месте и сегодня. Сейчас от известен как «Детский мир», а в 19 веке дом был известен не только магазином на первом этаже, но и тем, что считался самым прогрессивным зданием Красноярска. Именно здесь было обустроено первое в городе электрическое освещение, здесь же зазвенел первый частный телефонный аппарат.
Да и само здание всегда было приметным, другого такого дома с колоннами, куполом и полукруглым балконом в Красноярске и тогда не было, и сейчас нет.
Еще один вечный символ Красноярска, без которого экскурсия не полна в любое время и в любом веке. История часовни берет начало еще в 17 веке, когда первые казаки-основатели построили на этом месте смотровую вышку для отражения набегов енисейских кыргызов. Потом на месте вышки в начале 19 века появилась деревянная часовня, а в 1855 году по инициативе золотопромышленника Кузнецова дерево сменилось камнем. Обязательной же для посещения часовню всегда делал исключительно прекрасный вид на город и Енисей.
Кстати, во время поездки вам обязательно рассказали бы о знаменитом художнике Василии Сурикове, который любил писать виды с Караульной горы. Последний раз он был здесь после смерти жены, прожив в городе с 1888-го по 1890-й годы. В это время он написал картину «Взятие снежного городка», которая удостоилась именной медали все на той же парижской выставке. Кажется 1900-й был истинным годом красноярского триумфа.
В Городской сад вас повели бы обязательно. Не зря путеводитель по Сибири и Азиатским владениям называл его лучшим не только в Сибири, но и в России вообще. За вход придется заплатить 10 копеек, но оно того стоит.
Парк тогда был гораздо больше, в нем не было ни кафе, ни аттракционов, зато было огромное количество деревьев. Улица Дубровинского еще не отрезала его от набережной Енисея, а купец Поляков еще не отъел значительный кусок зеленых насаждений под строительство будущего кинотеатра «Луч».
Впрочем, территория уже начала сокращаться. В 1855-м кусок сада отдали под возведение Семинарии. Это здание стоит до сих пор, и сейчас в нем находится военный госпиталь.
Раз уж вы все равно пошли гулять по городскому саду, то вас обязательно отведут на вечер в Клуб вольно-пожарного общества. Здесь можно будет отужинать, посмотреть любительский спектакль или послушать оркестр. Здание строили к визиту цесаревича Николая, приезжавшего в Красноярск в 1891 году, и едва успели. Из-за недостатка финансирования работы шли медленно. Спасибо купечеству — скинулись, и цесаревичу во время визита удалось здесь отобедать.
Увы, по иронии судьбы здание пожарного общества погибло от огня. Пожар 1909 года уничтожил дом подчистую.
Еще одно здание, куда бы вас наверняка повели развлечься и развеяться, — здание Общественного собрания. В начале 20 века здесь было главное тусовочное место Красноярска. Здесь устраивались балы, работал буфет и втихаря играли в азартные игры. Вообще-то законодательство тех лет категорически запрещало игру на деньги, но красноярцев это не останавливало.
Во время вашего визита общественное собрание еще делило помещение с дворянским собранием. Оба учреждения с трудом помещались в небольшом домике на Мира, 67, и в 1910-м общественное собрание переехало в новое помещение, известное сегодня как «Дом офицеров».
Сегодня дом сохранился, но ни балов, ни собраний в нем больше не проводят. По сведениям 2ГИС, в нем квартируют отель и два спортивных общества.
Главный собор города вам покажут непременно. Открыли его в мае 1861-го года и стоял он на месте, которое сегодня называется площадью Революции. Размеры его действительно впечатляли. Длина 55 метров, высота 40 метров — то есть почти с 13-этажный дом. Автор проекта архитектор Тон — тот самый, что проектировал московский храм Христа Спасителя. Постройка сооружения обошлась в 560 тысяч рублей серебром. Огромная по тем временам сумма.
Сложно не заметить, что до наших дней храм не дожил. В декабре 1935-го его взорвали.
Еще один объект, который вам бы наверняка показали. «Святитель Николай» — гордость Енисейской флотилии. Самый быстрый и комфортабельный пароход во всей Сибири. Построен он был купцом Сибиряковым в 1886 году, и к моменту вашей с ним встречи на его палубу уже поднимались оба прославивших его пассажира. В 1891-м «Святитель Николай» привез в Красноярск цесаревича Николая Александровича, будущего Николая Второго, а в 1897-м сплавил в Шушенскую ссылку Владимира Ленина.
Слава Ленина и позволила пароходу сохраниться до наших дней. После революции его сперва переименовали в «Николая», лишив святости, потом разжаловали в нефтеналивные баржи. А в 1960-м и вовсе отправили на корабельное кладбище. И только приближающийся 100-летний юбилей вождя пролетариата заставил власти отреставрировать пароход и превратить его в музей, которым «Святитель Николай» остается и сегодня.
Начало 20 века — одновременно начало славы «Столбов» и время зарождения столбисткого движения. Уже стоит в лесу первая изба, а на втором столбе красуется сделанная учителем Денисюком, студентом Беловым и политиком Островским надпись «Свобода».
Будущий заповедник постепенно становится любимым местом отдыха горожан, которым он остается и по сей день.