Posted 8 февраля 2022, 12:16

Published 8 февраля 2022, 12:16

Modified 29 мая 2023, 10:38

Updated 29 мая 2023, 10:38

СИЗО с насильниками, следствие с нарушениями и проблемы со здоровьем: поговорили с канским подростком накануне приговора по делу о терроризме

8 февраля 2022, 12:16
«Проспект Мира» накануне приговора пообщался с 16-летним Никитой Уваровым — тем, для кого прокурор запросил самый большой срок.

В четверг 10 февраля 1-й Восточный окружной военный суд вынесет приговор по делу трех канских подростков — их обвиняют в обучении для террористической деятельности и изготовлении взрывчатки. Ребятам грозит от 6 до 9 лет лишения свободы. «Проспект Мира» накануне приговора пообщался с 16-летним Никитой Уваровым — тем, для кого прокурор запросил самый большой срок. 

  • Трех тогда еще 14-летних подростков задержали в Канске летом 2020 года. В отношении них возбудили уголовное дело о прохождении обучения для террористической деятельности (статья 205.3 УК), о незаконном изготовлении взрывных устройств (часть 2 статьи 223.1 УК) и незаконном хранении взрывных устройств (часть 2 статьи 222.1 УК).
  • Уголовное преследование началось после того, как подростки расклеили листовки в поддержку сообщества «Сеть», признанного террористической организацией. Как сообщали СМИ, школьники читали книги анархистов, «хотели сжечь здание ФСБ в "Майнкрафте" и взорвали один коктейль Молотова в реальной заброшке».
  • В релизе суда указывалось, что молодые люди проходили обучение якобы для «совершения на территории Канска террористического акта в отношении правоохранительных органов». По заявлению суда, школьники намеревались «изменить государственное устройство России» и отомстить за осужденных единомышленников.

Никиту после задержания отправили в СИЗО-5 Канска, там он провел 11 месяцев. Уваров рассказывает, что размещали его с подследственными, которых обвиняют в особо тяжких преступлениях — убийствах, изнасилованиях и тд. Потому что одна из его статей тоже особо тяжкая.   

«Первый мой сокамерник — кстати, совершеннолетний, — заставлял меня признаться в терроризме, настраивал на то, чтобы я признал вину. Меня от него отсадили только когда я заявил, что он пропагандирует АУЕ (в России эту субкультуру признали «экстремистской организацией» — прим.ред.). Второй был мой ровесник, тоже 14 лет, сидел из-за тяжких телесных, повлекших смерть. У него были явные проблемы с агрессией, да и вырос он в такой среде пацанской, криминальной, и сам такой же был. В конце он меня достал, и я последний месяц уже попросился сидеть один».

По словам Уварова, в СИЗО у него сильно ухудшилось здоровье — начались проблемы со зрением, нервами, появился лишний вес и сильная утомляемость. После изолятора Никита восстанавливал здоровье, учился и нашел новых друзей. 

С двумя своими друзьями, с которыми Никита проходит по делу, он общаться не может — запрещено. «Но когда мы вместе встречаемся где-то на судах, то мы можем о чем-то поговорить, перекинуться фразами, пошутить как-то», — рассказывает Уваров.

Подросток признался, что надеется на оправдательный приговор или, по крайней мере, отмену самой тяжелой из статей — по мнению Никиты, в досудебном следствии было много ошибок.

  • В своем последнем слове на суде Никита описывал ход следствия — речь Уварова можно прочитать здесь.

Мать Никиты Анна Уварова в разговоре с «ПМ» также указала на многочисленные ошибки следствия и отметила, что суд принял их во внимание.

«Есть надежда на справедливость. Следствие не думало, что мы детям как-то попытаемся помогать. Мне еще после задержания сына говорили, мол, где на адвокатов-то деньги возьмешь? Думали, не вступится никто. Там ошибка на ошибке, дружат все, общаются, педагоги-психологи расписываются где надо. Может быть, суду мы глаза открыли, это единственная надежда. Судьи — профессионалы, вели себя порядочно, это дает надежду, что будет справедливое решение».

По словам Анны, ничего, кроме явок с повинной, не указывает на причастность Никиты и его друзей к преступлению по террористической статье. Уварова говорит, что сама разбиралась в материалах суда и искала информацию.

«Они (силовики — прим. ред.) меня сделали такой — интересуюсь политикой, переживаю за людей, попавших в такие ситуации, выражаю солидарность свою. Все не зря, наверное, было. Надо глаза открывать, хватит в розовых очках ходить».

Адвокат Антон Колосов, который защищает другого подростка, говорит, что надежда на небольшие сроки или оправдание есть. Как говорит адвокат, он заявил ходатайство на 55 листах о нарушениях предварительного следствия в отношении своего подзащитного. Если суд признает нарушения, то подростков оправдают по террористической статье.

  • Канские подростки внесены в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.

видео: krk.sledcom.ru.

Подпишитесь