После начала «военной спецоперации» в Украине Европейский союз и США ввели жесткие санкции против России. Одно из ограничений — полный запрет на лизинг зарубежных самолетов. Авиационные компании ЕС не будут предоставлять запчасти и приостановили техподдержку и обслуживание бортов российских авиакомпаний. Сегодня к санкциям присоединился американский авиаконцерн Boeing — он приостановил поставку запчастей и поддержку самолетов. Рассказываем, как это коснется внутренних авиаперевозок.
Авиакомпания S7 планировала летом 2021 года запустить лоукостер Citrus. Но сейчас запуск отложили, а набор персонала приостановили. Бортпроводники рассказывают в соцсетях, что во многих авиакомпаниях рейсы уже сократили, а контракты у стажеров отзывают.
«Рабочие планшеты на iOS уже не у всех работают, есть вероятность полного отключения. А там все: и навигация, и планы. Разослали уведомления о прекращении сотрудничества», — говорят сотрудники авиаотрасли.
Авиаперевозчики России эксплуатируют 980 пассажирских авиалайнеров, сообщает агентство Cirium. 777 бортов находятся в лизинге, из них 515 самолетов авиакомпании арендуют у зарубежных собственников — это значит, что страна может лишиться больше половины лайнеров. Большинство из самолетов произведены за рубежом: это американские Boeing и французские Airbus. Используемые в региональных перевозках ATR-42 и 72 тоже производятся в странах Евросоюза.
Возвращать самолеты уже начала авиакомпания «Победа». Лизингодатель из Ирландии потребовал вернуть им десять бортов. Альтернатив средне- и дальнемагистральным зарубежным самолетам в России сейчас почти нет. Самолеты полностью отечественного производства остались только у региональных авиакомпаний. У лайнеров моделей Ан-24, -26, Як-40 и Як-42 уже есть проблемы со сроком летной годности, многим из них больше 40 лет.
Сейчас в России летает только один современный самолет отечественного производства — SSJ-100 (тот самый Sukhoi Superjet). Еще один, МС-21, только готовят к запуску в эксплуатацию. Как пишет авиаэксперт Олег Пантелеев в статье на портале Aviaport, в конструкциях обоих самолетов много запчастей и систем иностранного производства. Планировалось, что модификация SSJ с отечественными двигателями ПД-8 появится не раньше 2024 года. Это значит, что на создание импортозамещенного продукта может уйти 2-3 года. Для того, чтобы запустить самолет в серийное производство, понадобится еще больше времени.
Экономист Владимир Рожанковский в разговоре с «Проспектом Мира» предположил, что некоторые авиационные заводы смогут возобновить производство самолетов.
«Возможно, [власти] дадут указание конструкторским бюро ввести новые модели самолетов. Авиакомпании могут эксплуатировать зарубежные самолеты, но без техосблуживания это небезопасно. Есть надежда на нейтральные авиалинии, которые, по крайней мере, не заблокировали Россию. Например, Turkish Airlines или Qatar Airways».
«ПМ» обратился за комментарием в краевую авиакомпанию «Красавиа», которая в 2021 году начала эксплуатировать зарубежные самолеты. В ее авиапарке сейчас есть самолеты ATR-42 и ATR-72 французско-итальянского производства.
В авиакомпании «ПМ» сказали, что зарубежные самолеты находятся в их собственности. Пока перевозчик будет их эксплуатировать.
«Сейчас мы прорабатываем разные варианты по обеспечению поставок запчастей для импортной техники и для поддержания летной годности самолетов. В любом случае, „КрасАвиа“ обеспечит транспортную доступность в Красноярском крае с надлежащим уровнем безопасности полетов», — пообещали в авиакомпании.