Posted 12 апреля 2022, 08:18

Published 12 апреля 2022, 08:18

Modified 29 мая 2023, 10:40

Updated 29 мая 2023, 10:40

«События в стране задели больше, чем статус»: поговорили с главой «Интерры» — второго НКО-иноагента в Красноярском крае

12 апреля 2022, 08:18

«Проспект Мира» пообщался с Еленой Бобровской — соучредителем и директором красноярской общественной организации «Интерра», которую Минюст 8 апреля внес в список иностранных агентов. Мы поговорили с ней о новом статусе, продолжении работы и законодательстве об иноагентах.  

По словам Елены, внесение «Интерры» в список иноагентов стало для нее неожиданным — но не удивительным. Их уже много лет спрашивают, в списке они или нет.  

Что стало формальной причиной признания, пока неизвестно — официального уведомления от Минюста организации не поступало. При этом на сайте и в соцсетях организации уже добавлены требуемые законом уведомления. 

«Лично я узнала о [внесении в список иноагентов] как и все, в субботу утром — мне куча людей в телеграме написали, я прочитала. Последний контакт с Минюстом у меня был в пятницу, за день до этого — мы меняли адрес. Мне вообще ничего в Минюсте не говорили по этому поводу», — отметила Бобровская.

Елена не отрицает, что организация для своих проектов привлекала зарубежные средства.

«После 2014 года мы практически перестали получать региональные и федеральные гранты. Надо было решать — либо продолжать работу и работать в том числе с иностранными средствами, либо вообще сворачивать активную деятельность. Российских грантовых денег дается очень мало. Много проектов у нас было по программам, где Россия участвовала на государственном уровне. Например, как член Совета Европы, Россия участвовала в программах Эразмус+. У нас все вузы по этой программе работали в части академических обменов, ну а мы — в рамках Европейской волонтерской службы и молодежных обменов. Или же вот работали по линии российско-германских молодежных обменов, которые вообще-то тоже на межправительственном уровне поддерживались».

Бобровская говорит, что внесение в список иноагентов может быть связано, в том числе, и с политическими мотивами. С 2014 года на организацию неоднократно жаловались «неравнодушные» за сотрудничество с иностранцами, а сама Елена много лет выступает против «ужасно репрессивного» законодательства об иностранных агентах.

Сейчас, говорит Бобровская, команда «Интерры» решает, как действовать дальше. С 24 февраля организация по понятным причинам прекратила практически все проекты. Из-за статуса иноагента у «Интерры» возникнут новые сложности с финансовой и организационной работой, перед контролирующими органами придется отчитываться чаще. 

При этом Елена отмечает, что участвовать в их проектах и поддерживать их финансово — абсолютно законно. С организациями взаимодействие станет сложнее, с муниципальными и государственными учреждениями, скорее всего, оно прекратится вовсе.

Бобровская говорит, что новости о внесении в список иноагентов скорее повлияли на более молодых участников команды. О своих чувствах она высказывается так: «Начало всех событий в стране задело больше, чем этот статус». Елена отмечает, что сейчас получает много слов поддержки и благодарности.

  • Первой НКО-иноагентом в Красноярском крае стала организация «Мы против СПИДа» — ее внесли в список в 2021 году. Руководство организации игнорирует попытки «Проспекта Мира» связаться с ними. 

*Внесена Минюстом РФ в список НКО-иноагентов. Мы обязаны это указывать по требованию российского законодательства. 

Подпишитесь