В конце марта ряд СМИ написали о признании Верховным судом самокатов транспортным средством. Сообщалось, что электросамокаты приравняли к мопедам. «Проспект Мира» узнал, действительно ли это так и как это отразится на любителях электросамокатов в Красноярске.
Эта история началась в мае 2021 года. Согласно публикациям СМИ, житель поворачивал на автомобиле налево и не заметил самокатчика. Тот потерял управление и на полном ходу попал головой в автомобильное колесо. Самокатчик погиб. Было возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил дорожного движения, повлекшем смерть человека.
Следователи начали экспертизу и по ее итогам назвали электросамокат не транспортным средством, а механическим транспортным средством. Это означало, что в ДТП водитель нарушил правила движения и не пропустил самокат.
Сообщалось, что мощность самоката была 540 ватт, его скорость достигала 85 километров в час.
Адвокаты жителя обратились в Верховный суд, чтобы оспорить результаты экспертизы. Они утверждали, что пользователи самокатов являются пешеходами, которым запрещено выезжать на проезжую часть. Однако суд отказал в удовлетворении иска, тем самым признав тот электросамокат именно механическим транспортным средством. Об этом и начали писать СМИ в конце марта.
Однако в тот же день информацию о том, что электросамокаты приравнены к мопедам начали отрицать. «Российская газета» написала, что суд только отказал в иске водителю, который хотел оспорить конкретные пункты правил дорожного движения.
Однако о причинах, почему все-таки следователи признали электросамокат механическим транспортным средством, там не говорилось. В материале предположили, что к механическим ТС самокат приравняли из-за наличия мотора, а затем добавили: «но то ли они перемудрили в формулировках, то ли запутались в собственных фантазиях, итог получился один». Этот текст издания Верховный суд опубликовал у себя на официальном сайте.
«Проспект Мира» попытался разобраться, почему следователи признали попавший в ДТП самокат механическим транспортным средством. Для этого мы обратились в ГИБДД.
Там объяснили, что самокаты являются простым транспортным средством только в том случае, если его мощность менее 250 ватт. Однако если говорить о деле, которое поступило в Верховный суд, то тот самокат действительно был механическим транспортным средством — его мощность была более 500 ватт. Ездить на таком самокате на тротуаре запрещено, а его владелец должен иметь водительское удостоверение и шлем, рассказывают в ведомстве.
В ГИБДД также уточнили, что такая классификация не стала чем-то новым и действовала ранее. На самокаты в Красноярске это никак не влияет, их мощность, как правило, менее 250 ватт, поэтому катающиеся на них люди относятся к пешеходам.