Posted 6 июля 2022, 02:00
Published 6 июля 2022, 02:00
Modified 29 мая 2023, 10:42
Updated 29 мая 2023, 10:42
На дворе разгар лета, а значит, набирает обороты приемная кампания в красноярских вузах, распахнувших свои двери для абитуриентов.
Ученый-геолог Института горного дела, геологии и геотехнологий СФУ и инженер Центра исследований НН СФУ Борис Лобастов рассказал о своем студенческом прошлом, о том, над какими вопросами бьются геологи сейчас, а также о карьерных перспективах выпускников-геологов. И дал советы школьникам, которые сейчас мучаются над выбором, куда поступить.
В какой момент вы поняли, что хотите заниматься наукой?
В пятом классе я попал в туристический геологический кружок. Продержался в нем до выпускного класса: ездил и на олимпиады геологические для школьников, и на конференциях выступал с исследовательскими работами. После выпускного уже целенаправленно подал документы на геолога и пришел в СФУ. Хотя семья, скорее, из людей рабочих профессий состояла. Да и бабушка всегда с юмором говорила о двух профессиях: геологах и моряках. Мол, никто из них практически не бывает дома.
Это был такой ее женский взгляд на профессию?
Можно сказать и так! При этом мой дядя действительно хотел стать моряком, но не сложилось. Внука, получается, не уберегли, так как геологом я все-таки стал (смеется). Но если серьезно, то моему увлечению никто не противодействовал, мой выбор принимали и поддерживали.
Каким студентом вы были — балагуром или зубрилой?
Я побывал и в той, и в другой роли, когда был студентом. И исходя из своего опыта, будучи куратором студенческих групп, всегда рекомендую студентам соблюдать баланс, если хочется совмещать социальную жизнь с учебой. На первом курсе важно не увязнуть в долгах после первого семестра — новичку сложно «выгребать»: нет опыта студенческой жизни, понимания, что ты учишься для себя, а не для родителей. И понимания, что преподаватели бывают разные, к ним нужно находить подход.
Есть ли отличия между поколениями студентов?
В целом, по уровню подготовки выпускники школ выровнялись. Что бросается в глаза из каких-то личностных качеств — меньшая готовность к инициативе…
Периодически бывают ситуации, которые студент мог бы решить сам, не беспокоя родителей. Но бывает так, что родители звонят чуть ли не по нескольку раз за день, беспокоясь о своем ребенке. Это вопрос гиперопеки, которая, скорее, вредит и мешает процессу взросления студента.
Касательно уровня подготовки школьников — грешу на то, что и школьная база стала послабее, и не исключаю тут фактор вынужденного дистанта из-за пандемии COVID-19.
Но есть ведь и что-то хорошее в нынешнем поколении студентов?
Конечно. Благодаря развитию соцсетей и свободе взглядов, мыслей, они стали веселыми, коммуникабельными, позитивными — с ними легко навести мосты. Конечно, возраст играет роль. Я молодой преподаватель, между нами нет возрастного барьера. Но так или иначе с нынешними студентами мне работать легко.
Перейдем ближе к науке. Что составляет основу ваших научных интересов?
Мне интересна вся наша планета, все, что на ней происходит. То, с чем я работаю сейчас, — это минералы, фактически являющиеся маленькими кубиками «Лего», из которых собираются горные породы, а из них в свою очередь — объекты покрупнее, вплоть до тектонических плит. Это то, что нас окружает. Все, на чем мы стоим, из чего мы что-то строим, так или иначе добыто из-под земли. Для меня это все интересно. Конечно, даже в 2022 году наши методы изучения планеты ограничены, поэтому есть ряд процессов, природу которых мы пока не понимаем.
Вот как на нашей планете появились месторождения, например, золота? На первый взгляд вроде бы понятно: сначала в земную кору из мантии внедрилась горячая магма, образовались растворы, затем из них осели рудные минералы. Но как в итоге получаются месторождения, в которых золота даже не десятки, а тысячи тонн, как в районе Северо-Енисейского?
Ответа нет. Непонятно, откуда может возникнуть такая концентрация залежей золота, к примеру. Можно предположить, что там были когда-то древние россыпи, которые сформированы были еще чуть ли не до появления жизни на планете… Но пока что все это остается предметом изучения геологов.
Можно взять и Норильск для примера. Из нескольких месторождений мы получили нереальное количество меди, никеля, кобальта и металлов платиновой группы. И перед нами тоже встает вопрос: как это сформировалось?
В каком-то смысле нашу планету можно назвать живым организмом, описать глобальные процессы внутри которого каким-то одним строгим математическим уравнением весьма сложно. Это простор для научной мысли.
Представим, что сейчас перед нами стоит абитуриент, который, по мнению некоторых, находится в стрессовой ситуации выбора…
Это действительно огромный стресс! Взять даже тот же ЕГЭ.
Почему нужно выбрать именно Институт горного дела СФУ?
Первое. Как бы ни двигались сейчас вперед IT-технологии, геологию и горное дело автоматизировать полностью пока не удается никому. И так будет еще долго, потому что вопросы контроля и принятия решений здесь остаются за человеком. Поэтому в нашей сфере сохраняется потребность в людях.
Второе. Отучившись у нас, вы не будете вынуждены куда-то уезжать — вы сможете работать в крупных компаниях, которые сотрудничают с нашим университетом: это и предприятия «Норникеля», и «Полюса», ряд других компаний. Все они имеют представительства в Красноярске.
Работа есть и в городах — любое строительство, надземное или подземное. Без геологов тут никуда, потому что требуется инженерная геология для строительства и проектирования объектов.
В головах некоторых заложен стереотип — отчасти, может быть, романтический — о живущем в палатке геологе. Но геолог 21 века может получать хорошие деньги и работать при этом в городе, без необходимости выезжать куда-либо.
Осталось ли место для романтики в профессии геолога?
Безусловно. Есть и такие мои коллеги, кто до сих пор привержен палаткам, работает в тайге. Они находят в этом для себя какую-то романтику. Отмечу, что полевые работы остаются весьма высокооплачиваемыми.
А другие выпускники работают в городе. Одна из наших недавних выпускниц, к примеру, успела поработать в краевом министерстве природных ресурсов. В государственных учреждениях наши выпускники востребованы, это люди, которые добросовестно выполняют свою работу и знают свое дело. Опять же, у нас сохранился специалитет…
Сейчас это обсуждаемая тема!
Да, нам не нужно перестраиваться, все процессы отлажены.
Наши студенты проходят четыре практики, две из них учебные. Первая проводится чуть ли не под ручку вместе с преподавателем, который показывает студентам, как многообразна геология даже в самом городе и как много всего можно увидеть, не выезжая за его пределы.
После второго курса проводится выездная практика. Там уже все серьезно: полигоны, палатки, выезды на объект, полевая работа, прокладывание маршрутов, геологическая съемка, отбор образцов, сбор геохимических проб… Настоящее погружение в профессию.
После третьего и четвертого курсов студенты отправляются на летнюю практику, возвращаются с которой они иногда уже только осенью, к началу следующего учебного года. За время этой практики они уже могут зарабатывать реальные деньги — и неплохие. До 90 тысяч рублей в месяц, было бы желание! Наших выпускников отрывают с руками, вне зависимости от цвета диплома.
Ситуация для геологов такова: не работодатели сидят и выбирают, кого взять на работу, а, скорее, геологи сами выбирают работодателей. В этой сфере есть хорошие перспективы.
Существует миф о людях науки: они чуть ли белого света не видят, выходят из своих лабораторий ближе к ночи с красными глазами, живя только этим. Что бы вы ответили?
Ой, я бы в лаборатории поставил раскладушку (смеется). Если серьезно, конечно, ученый-геолог может иметь много различных интересов, которые не связаны с наукой. Мы с друзьями периодически ходили на квартирники с гитарами, пели вместе. Я в последнее время заинтересовался пленочной фотографией. Когда ты сам проходишь через стадии проявки снимка, делая все своими руками, это по-своему увлекательно.
Если бы вы сейчас могли обратиться со словами напутствия к выпускнику, что бы вы ему сказали?
Я бы пожелал для выпускников иметь возможность взять gap year — чтобы полгода-год можно было отдохнуть, собраться с мыслями, определиться и понять самостоятельно, чем бы хотелось заниматься в этой жизни далее. Это в идеале, конечно.
Не слушайте окружающих: родителей, родственников, друзей или каких-то других людей. Почитайте сами об интересных для вас специальностях, пообщайтесь со студентами. У каждого института есть группа-информер «ВКонтакте», зайдите туда и найдите студентов, с которыми можно поговорить о тех или иных нюансах учебы.
И не подавайте документы в последний день, усложняя работу для приемной комиссии (смеется).
Прием документов в Институт цветных металлов и материаловедения осуществляется по адресу: проспект Свободный, 79/10 (библиотека), аудитория Б-309; проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 95.
Единый справочный номер для поступающих в СФУ: +7 800 550-22-24 или *4024 (только с мобильного телефона).
Направления подготовки:
Требуемые минимальные баллы ЕГЭ: от 39.
Требуемые предметы ЕГЭ:
Узнать все подробности и уточнить интересующую информацию можно на официальном сайте приемной комиссии СФУ.