Европейский суд по правам человека присудил жителю Красноярска, 56-летнему Алексею Иванову 26 тысяч евро. Суд установил, что признательные показания в убийстве, за которое Иванов отсидел 10 лет, были получены под пытками.
Согласно вердикту ЕСПЧ, было доказано, что Иванов в 2007 году подписал признательные показания после избиений сотрудниками полиции. Об этом свидетельствуют следы побоев и травмы, зафиксированные в медицинских документах.
Как заявил «Проспекту Мира» сам Иванов, за время следствия у него случилось два инфаркта, а следователь РОВД во время его пребывания в СИЗО якобы требовал у Иванова переписать на него квартиру. На суде, говорит Иванов, следователь сказал, что действительно обсуждал с Алексеем его квартиру, но заявил, что хотел ее купить.
Алексей Иванов вышел на свободу в 2018 году, но первые жалобы в ЕСПЧ подавал ещё во время следствия. Красноярец также пытался обратиться к омбудсмену по правам человека Марку Денисову, заявляя о нарушении своих прав, но безрезультатно.
«Когда Иванов освободился он нашел в почтовом ящике письмо от ЕСПЧ, в котором говорилось о коммуникации его жалобы (следующий фильтр суда, когда суд начинает изучать жалобу и призывает стороны обмениваться мнениями и так далее). Именно на этой стадии Иванов пришел за юридической помощью. Примерно полтора года — и суд присудил заявителю компенсацию в 26 тысяч евро и еще 2 100 евро расходов на адвоката. Но после того, как Госдума "особым" способом изменила национальное законодательство, Иванов не получит ни денег, ни извинений, ни пересмотра дела», — прокомментировал «ПМ» дело красноярца адвокат Владимир Васин.
Сейчас бывший водитель Алексей Иванов живет на пенсию по инвалидности, он и сам не собирается обращаться за пересмотром его приговора — мужчина говорит, что это, скорее всего, будет бессмысленно.
Это не единственный случай в Красноярске, когда отказ от исполнений решений ЕСПЧ привел к драматичным последствиям, рассказывает проект юридической помощи пострадавшим от насилия в России «Аксиома» Европейский суд по правам человека присудил матери красноярского осужденного 15 тысяч евро. ЕСПЧ установил, что мужчина не получал достаточную медпомощь и умер от рака прямой кишки.
Речь идет о Сергее Козине, который был осужден за угон автомобиля без цели хищения. С 2014 по 2018 годы он отбывал наказание в ИК-7, которая находится под Красноярском. К концу срока у него была выявлена онкология и проведена операция, но как тяжелобольного его выпустили с восьмого раза.
После операции Козину часть кишечника вывели наружу через отверстие в брюшной полости, а после ему поставили инвалидность второй группы. Как рассказывали представители правозащитной организации «Зона права» (признана СМИ-иноагентом), мужчина продолжал испытывать боли и нуждался в особой гигиене, а его пребывание в ИК-7 «приносило физические и моральные страдания не только ему самому, но и сокамерникам».
«Козин практически не передвигался, не ходил в баню, от него исходил неприятный запах, еду приносили другие осужденные за чай и сигареты. Даже врачи в медсанчасти избегали встреч с Козиным», — заявляли правозащитники.
В ГУФСИН тогда заявляли, что Козину оказывалась достаточная медпомощь в «лучшей в пенитенциарной системе России» красноярской туберкулезной больнице №1. В ведомстве говорили, что администрация больницы представляла интересы Козина в суде и выступала за его освобождение в связи с тяжелой болезнью.
В 2018 году, когда Козина освободили, он обратился с жалобой в ЕСПЧ. 7 декабря 2020 года мужчина скончался.
ЕСПЧ признал, что медпомощь Сергею Козину не была оказана в достаточном объеме. Его матери Лидии Козиной присудили 15 тысяч евро в качестве возмещения материального и морального вреда и судебных издержек.