Posted 21 июля 2022, 06:59
Published 21 июля 2022, 06:59
Modified 29 мая 2023, 10:42
Updated 29 мая 2023, 10:42
По оценкам аналитиков, в России в этом году значительно выросли цены на рыбу и морепродукты. Журналисты «Новых Известий» поговорили с экспертами и узнали, станут ли эти продукты более доступными для россиян.
Так, по данным агентства Agro & Food Communications, с февраля по июнь цены на атлантическую сёмгу выросли с 900-950 рублей за 1 килограм до 2000, а форель подорожала с 550 до 1700 рублей. Стал в два раза дороже и мурманский лосось – цена выросла до 1800 рублей за 1 килограмм. Главная причина — Фарерские острова прекратили экспорт рыбы в Россию, а Чили сильно сократили. Эти страны поставляли 80% всего лосося, потребляемого в России. По утверждениям журналистов «Новых Известий», даже треска стала дорогой для россиян: мы потребляем этой рыбы в три раза меньше, чем норвежцы.
Под ударом оказалась и красная икра. Относительно недорого ее можно было купить у частных рыбаков через неофициальные поставки. Но с 1 ноября вывоз красной икры с Камчатки ограничат до 10 кг продукта «непромышленного изготовления» на 1 человека. По оценке Россельхознадзора, ранее таким способом вывозили до 500 тонн икры в год.
Отсутствие доступной рыбы отчасти возникло по искусственным причинам. Сейчас идёт второй этап программы, по которой квоты на промышленный вылов рыбы выдаются взамен обязательств по строительству рыбоперерабатывающих заводов. Эта программа должна была решить проблему излишнего экспорта рыбы, которая с Дальнего Востока уходила в Китай, там морозилась и перерабатывалась, и уже в таком виде возвращалась в Россию с большой наценкой.
Однако система дала сбой. На данный момент 14 дальневосточных рыбоперерабатывающих предприятий обеспечены собственным сырьём только на 37,5%, хотя требования инвестквот подразумевают загрузку завода продукцией инвестора на 70%. Рыба из-за большой выгоды продолжает уходить в Китай и Южную Корею. Не помогли и ограничения в китайских портах во время ковида. Сейчас рыбу в КНР везут по железной дороге или реэкспортируют из Кореи.
Вывозить рыбу в центральные регионы России, напротив, невыгодно. Из-за нехватки грузовых поездов цены на транспортировку выросли в два раз. Уже в начале 2022 года образовался дефицит подвижного состава на железных дорогах, который привёл к двукратному росту цен на транспортировку. В прошлом году перевозка 1 кг рыбы по данным Ассоциации добытчиков минтая стоила 12-13 рублей, а в этом – уже 25-27 рублей. Это цены на конец февраля. А субсидия государства на
Спецификация регионов на производстве конкретного вида продукта - ещё одно препятствие, чтобы рыба стала доступнее. 90% лосося в России выращивают в Мурманске, на форели специализируется Карелия. Осетровых разводят в Астраханской области, а морских гребешков – в Приморском крае. Морепродукты выращивают в естественных водоемах, делать искусственные – дорого.
Также производители жалуются на отсутствие качественных российских кормов.
«90% кормов в Карелии – импортные, в основном из Дании и Финляндии, и сейчас приходится искать альтернативные пути поставок, в том числе через Иран. Естественно, такая логистика сильно повышает цену товара. А отечественный корм сильно уступает по качеству и больше загрязняет окружающую среду», – рассказывает руководитель Карельского союза форелеводов Андрей Коледа.
Еще один морской деликатес – камчатский краб, наоборот сейчас в переизбытке. Эксперимент по заселению Баренцева моря камчатским крабом более чем удался. По словам партнёра Strategy Partners Инны Гольфанд, уже доходит даже до нарушения баланса в экосистеме моря.
«Популяция камчатского краба в Баренцевом море активно растет. Эксперты считают, что его размножение является биологическим загрязнением, которое может привести к полному истреблению ценных пород рыб. Краб действительно стал выедать кормовую базу прибрежных популяций трески, других донных рыб. При этом серьезно изменить экосистему Баренцева моря камчатскому крабу не дадут существенные ограничения его существования: он не может обитать на глубинах больше 200 метров. В целом разрешение на ловлю краба позволит сбалансировать начавшееся изменение структуры биоценоза»
Несмотря на переизбыток крабов, частным рыбакам разрешили вылавливать их только в прошлом году. Однако это не помогло.
«До 2021 года любительский лов краба в Мурманской области был запрещен. В 2021 г. вылов краба физическим лицам стал доступен только по путевкам (лицензии) на специальном участке и возможностью выловить только один экземпляр камчатского краба в день. Однако выловленным крабом граждане не могут распоряжаться в коммерческих целях», – поясняет Инна Гольфанд.
По мнению руководителя дайв-центра «DiverSea» из Мурманской области Алексея Ливанса, выполнить все требования рыбакам практически невозможно.
«Не каждый человек сможет исполнить требования Росрыболовства. Разрешена добыча только сетными ловушками или переметом, орудия лова должны быть зарегистрированы в филиале Росрыболовства. Кроме того, для добычи краба выделены определенные участки. Добраться до них можно только на плавательных средствах, зарегистрированных в погранслужбе. Следит и пристально контролирует краболовство пограничная служба. Хотелось бы, чтобы на законодательном уровне сделали различия между браконьерством и выловом краба для собственного потребления. Не секрет, что многие едут на Кольскую землю и Камчатку отведать свежего краба прямо на катере в море. Но пограничники стоят на охране крабов очень серьезно. В погранслужбе введены даже специальные должности — «инспектор по охране водных биоресурсов». С каждым годом их всё больше».
Почти всех крабов добывают крупные предприятия, которые получают квоты и находятся вне конкуренции.
Не лучше дела обстоят и с чёрной икрой. В Москве паюсная чёрная икра стоит от 40 тыс. рублей за килограмм, икра севрюги – от 100 тыс. рублей, икра белуги – от 150 тыс. рублей.
В прошлом году российские компании произвели только 60 тонн чёрной икры, экспортировали из них 5 тонн, а завезли (в основном из Китая) 24,1 тонн. 30,5% черной икры в России – это импорт. Причём продаётся такая икра зачастую в привычных банках, и на них может быть указан отечественный производитель, который просто расфасовывает её.
«В 2005 году ввели мораторий на вылов осетровых. Поэтому в России разрешено производить черную икру только в осетровых аквакультурах. Активное строительство садков для разведения осетровых пород рыб началось лишь в 2015–2016 годы. Ферм, которые производят икру, в России мало: для того, чтобы создать ферму, уходят годы, это влечет большие риски. Поэтому объемы современного рынка черной икры пока что не могут обеспечить внутренний рынок», – рассказывает Инна Гольфанд
Полный материал читайте на сайте «Новых Известий».