Ранее стало известно, что школу №21 на Свободном начнут ремонтировать — она закрыта с 2018 года. Мэрия начала искать подрядчика и сообщила, что на ремонт потребуется около 182 миллионов рублей.
К осени 2023 года нужно убрать аварийные элементы здания и крыши, заменить систему водо- и теплоснабжения и выполнить другие работы. После ремонта в школе смогут учиться 500 детей.
Однако тогда в мэрии заявили, что барельеф с человеческими фигурами находится в полуразрушенном состоянии и сохранить его во время ремонта не получится. Власти говорили, что для реставрации изображения нужен отдельный проект, поэтому решили отремонтировать здание и открыть его для детей, не сохраняя старый декор.
Однако красноярцы в соцсетях раскритиковали планы мэрии и потребовали сохранить барельеф.
«Барельеф можно восстановить. Хватит уничтожать исторические ценности Красноярска!».
«Бордюры каждый год перекладывать деньги есть, а на барельеф — денег нет. Как будто он там золотой… И барельеф-то подешевле стоить будет, чем бесполезный новый мост через Качу».
«Прекрасно, давайте уничтожим самое ценное историческое наследие во всем районе. У нас ведь много такого? Только я ни одного примера не могу привести, к сожалению. Варвары!».
«То есть, „историческую“ беседку на Каче сохранить смогли, а действительно исторический барельеф — это слишком сложно? Какие-то совершенно неправильные приоритеты для реставрации».
Журналистка Ngs24.ru Мария Антюшева в своем телеграм-канале раскритиковала действия мэрии: «Новость, которая меня выбесила. Риторика властей — ах, мы так чтим наше прошлое, ах, мы так уважаем историю… Что? Сохранить барельеф 1957-го года? Не, денег нет. Зла не хватает».
В департаменте градостроительства «Проспекту Мира» сказали, что после критики и обсуждения будут думать над тем, как сохранить барельеф.
«Реставрационные работы, к которым относится восстановление барельефов на фасаде, в проект устранения аварийности школы включаться не могут. Это специфические работы, которые выполняются узкоспециализированными компаниями. Кроме того, барельефы не признаны объектами культурного наследия, и обязанности по их сохранению у города нет. Однако красноярцы очень просят сохранить барельеф — администрация города прислушалась к их мнению, и сейчас прорабатываются все возможные варианты его сохранения».