Posted 19 августа 2022, 11:51

Published 19 августа 2022, 11:51

Modified 29 мая 2023, 10:44

Updated 29 мая 2023, 10:44

Вернут ли приложение «Транспорт Красноярска»? Почему его работу приостановили? Спросили у оператора и разработчиков программы

19 августа 2022, 11:51
Приостановкой недовольны пассажиры и разработчики программы из «Инфокома», которые считают, что их хотят «выдавить с рынка». «Проспект Мира» поговорил со сторонами конфликта и попытался понять, как ситуация будет развиваться дальше.

Власти Красноярска объявили о приостановке с 18 августа работы приложения «Транспорт Красноярска» — через него красноярцы платили за проезд в общественном транспорте города. Оператор приложения в лице компании «Айком», перевозчики и мэрия связывают такой шаг со сбоями в работе программы. Приостановкой недовольны пассажиры и разработчики программы из «Инфокома», которые считают, что их хотят «выдавить с рынка». «Проспект Мира» поговорил со сторонами конфликта и попытался понять, как ситуация будет развиваться дальше.

Как рассказала директор «Айкома» Майя Рыжова «ПМ», компания начала фиксировать проблемы с оплатой проезда через приложение с весны 2022 года. По словам Рыжовой, пассажиры сталкивались с двойными списаниями оплаты за проезд, в то время как до перевозчиков деньги начали доходить не в полном объеме.

«Пассажиры обнаруживали, что у них по два или по три раза списывались деньги. У перевозчиков была другая ситуация: за рейс у них должны были появиться деньги, условно, за 500 пассажиров, а в личных кабинетах отображалось, что пассажиров за рейс было чуть больше сотни».

Директор утверждает, что когда приложение создавали в 2019 году, никто не рассчитывал на то, что им ежедневно будут пользоваться сотни тысяч красноярцев — систему не создавали под такие нагрузки: «Разработчики из "Инфокома", пытаясь исправлять возникающие ошибки, создавали вторую, затем третью версию приложения. Но к весне этого года сбоев стало слишком много, поэтому в апреле мы начали писать техзадание на новую систему и новое приложение. Сейчас техзадание готово. В нем мы отдельно прописали требование, чтобы система оплаты выдерживала большие нагрузки». 

Рыжова отметила «ПМ», что среди возможных подрядчиков есть компания «Золотая корона» и предприятие «Сбера» под названием «СберТройка». «Инфоком» также сможет заявиться на создание новой системы и приложения, уточнила она. Разработка, по прикидкам Рыжовой, займет от 2 до 3 месяцев. 

Она также прокомментировала недавние заявления «Инфокома» о том, что разработчики готовы заключать прямые договоры с перевозчиками по оплате проезда.

«По нашим сведениям, это не так — перевозчики не готовы напрямую работать с "Инфокомом". В целом мы считаем неправильным, когда одна и та же компания и разрабатывает систему с приложением, и занимается контролем финансовых вопросов, должно быть разделение ролей между разными компаниями. "Айком" готов быть оператором системы оплаты после создания новой системы и нового приложения».

Представительница «Айкома» сообщила, что 23 августа состоится совместное заседание краевой ассоциации перевозчиков, на котором она будет присутствовать для обсуждения ситуации.

Председатель ассоциации Михаил Омышев рассказал «ПМ», что к участию в заседании приглашены все стороны — перевозчики, «Айком», «Инфоком» и мэрия Красноярска. Сам Омышев «одинаково недоволен» в этой истории как разработчиками приложения, так и его оператором: «Основная причина недовольства представителей нашей отрасли — это конфликты между пассажирами и кондукторами из-за проблем с оплатой по приложению. У перевозчиков возникали ситуации, когда они не досчитывались денег по итогам рейсов: это была одна из причин, по которой ассоциация обратилась к властям с просьбой приостановить работу приложения для устранения сбоев».

Менеджер по продажам «Инфокома» Сергей Пушин сообщил «ПМ», что компанию на заседании ассоциации перевозчиков будет представлять директор Дмитрий Вилков. В «Инфокоме» утверждают — заседание созвали по инициативе разработчиков приложения, которые уверены, что чиновники хотят «оттеснить их с рынка».

«Цель тут одна — сломать систему, которую создали и отладили за последние несколько лет, чтобы потом на пустое место за ручку привести какую-то другую фирму: по нашим сведениям, это будет одна из федеральных компаний, которая базируется в Москве. Эта история показывает, как власти Красноярска "поддерживают" местные IT-компании».

Пушин отверг претензии о «массовых сбоях» в работе приложения, о которых упоминали Рыжова и Омышев: «Пусть "Айком" тогда публично покажет эти многочисленные примеры обращений по поводу проблем, связанных с зачислением денег перевозчикам или двойными списывания денег у пассажиров. Массовых жалоб и обращений мы не получали».

В мэрии Красноярска на момент выхода публикации затруднились сказать «ПМ», направят ли кого-то из администрации на предстоящее собрание в ассоциации перевозчиков.

Ранее на заседании комиссии горсовета по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре 18 августа глава департамента транспорта Максим Силкин повторил тезисы Рыжовой, что приложение не выдержало нагрузки из-за популярности у пассажиров, из-за чего начали возникать сбои в оплате проезда.

«В данный момент в отношении оператора направлено соглашение о расторжении договоров, чтобы защитить деньги пассажиров, которые пока поступают через приложение и, возможно, не доходят до перевозчиков. Кто будет [новым оператором и разработчиком приложения] — неизвестно. Если нормальная компания сможет зайти на этот рынок, с ней заключат договор — когда, например, будет предложена качественная услуга от одного или нескольких операторов из разных городов, Москвы или Питера. Но сегодня таких предложений в дептранс и муниципалитет не поступало».
Подпишитесь