Издание «Новые Известия» выяснило, где в России меньше всего развито интернет-покрытие и есть ли шансы компенсировать пробелы.
В Архангельске, Тамбове, Ставрополе, Екатеринбурге, Тюмени, Санкт-Петербурге школьников и студентов отправили на дистанционное обучение из-за распространения гриппа. В больших городах с этим проблем нет, но в сельской местности дистант может сорваться из-за отсутствия доступа к сети, как и телемедицина, и цифровые госуслуги.
В Госдуме перед депутатами выступил глава Минцифры Максут Шадаев, который рассказал о росте доли домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет. По указу президента от 2014 года, люди должны иметь скорость подключения не ниже 10 Мб в секунду.
Максут Шадаев, выступая в Госдуме, оперировал цифрами за последние три года, а не за актуальный период 2022 года. За эти три года доля домохозяйств со скоростным подключением выросла на 9 п.п., также доступ к сети получили 3,5 тыс. малочисленных населённых пунктов.
Действительно, в 2019 году в среднем по России доступ к сети имели 73,6% домохозяйств, а по итогам 2021 года – 82,6%.Причем отсутствие доступа к сети – это особенность не только бескрайних просторов Сибири и Дальнего Востока — данные Росстата показывают, что наименьшая доля домохозяйств без доступа к Интернету находится в западной части России.
В башкирском селе Новомусино школьники вынуждены были ловить сеть для занятий в заброшенном коровнике, в пермской деревне Новопетровке дети залезали на старую вышку, чтобы отправить учителю домашние задания. А жители якутских сёл не смогли проголосовать за подключение к интернету потому что у них нет связи.
В Новгородской области самый низкий в стране уровень обеспечения доступа к широкополосному интернету. В Рязанской области, которая соседствует с развитой Московской, доступ к Интернету тоже является экзотикой, а открытие базовых станций, вещающих на села и деревни там – событие, на которое приезжает зампред областного правительства Артём Никитин. На Ямале тем временем 90% автомобильных дорог покрыты интернет-соединением, а на 62% дорог есть сигнал LTE.
В России в сфере обеспечения интернетом образовалось два аутсайдера – это Мордовия под руководством Артёма Здунова и Республика Марий Эл под началом Юрия Зайцева. В этих регионах нет ни доступного интернета, ни заметных изменений ситуации в лучшую сторону. Опыт других регионов показывает, что при желании все можно исправить. В Чечне доля домохозяйств, обеспеченных широкополосным доступом к сети в период с 2014 по 2021 годы, выросла на 67,6 п.п. до 96,2%, Камчатка прибавила 47,3 п.п. до 88%.
Чтобы обеспечить почти всех россиян скоростным доступом к Интернету к 2030 году, Минцифры в апреле 2021 года запустило второй этап программы устранения цифрового неравенства (УЦН 2.0). За неполный прошлый год успели установить и запустить вышки сотовой связи в 1201 малом населённом пункте, но Максут Шадаев в Госдуме ничего не сказал о том, что программу на 2022 год пришлось значительно скорректировать в сторону снижения плана.
Несмотря на финансирование УЦН 2.0 в размере 14,76 млрд на 2022 год, поставки оборудования буксуют из-за антироссийских санкций. Первоначальный план по обеспечению связью 2000 малых населённых пунктов пришлось сократить более чем в 2 раза — до 958 населённых пунктов. В Мордовии за весь 2022 год связь появилась только в 11 населённых пунктах.
Китайская компания Huawei недавно официальным заявила о прекращении поставок сетевого оборудования корпоративным клиентам. «Ростелеком» заключил форвардный контракт на поставку отечественных систем с компанией Yadro, но на разработку и начало серийного производства оборудования уйдёт ещё минимум 3 года.
Нет уверенности и в достаточном финансировании УЦН 2.0. По оценке депутата Александра Хинштейна, программа требует минимум 15 млрд в год, но даже согласовать прежние объёмы финансирования в размере 14,7 млрд Минцифре удалось не сразу. Слишком много расходов и слишком мало доходов федерального бюджета ожидается в прошлом году. К первому чтению проекта бюджета Шадаеву обещали выдатьлишь 6,78 млрд.
В планах до 2030 года — обеспечить связью 24 тыс. населённых пунктов. Пока же интернет появляется со скоростью примерно 1000 деревень в год.