Posted 31 января 2023, 08:36
Published 31 января 2023, 08:36
Modified 29 мая 2023, 10:50
Updated 29 мая 2023, 10:50
На предприятиях военно-оборонного комплекса, которые находятся в Красноярском крае, резко увеличилось количество вакансий. «Проспект Мира» разобрался, какие предприятия сильнее всего нуждаются в работниках, и попробовал выяснить, что случилось.
В Красноярском крае есть пять предприятий, которые относят к оборонным. Два из них в закрытом Железногорске — это АО «Информационные спутниковые системы им. Решетнева» (ИСС) и ФГУП «Горно-химический комбинат» (ГХК, входит в ГК «Росатом»). Еще три находятся непосредственно в Красноярске: это АО «ЦКБ «Геофизика» (входит в структуры ГК «Роскосмос»), АО «НПП Радиосвязь» и, конечно, производитель АО «Красмаш» (также входит в «Роскосмос»), который считается одним из крупнейших предприятий российского ОПК.
Сильнее всех, судя по рекрутинговым сайтам, в работниках нуждается разработчик и производитель спутников связи и навигации ИСС им. Решетнева. На портале Зарплата.ру 30 января мы нашли 584 активных вакансии, больше всего ищут инженеров и других технических специалистов. По данным системы Спарк, на портале «Работа России» за январь 2023 года общество опубликовало 105 вакансий — это на 96 вакансий больше, чем в декабре 2022 года. Небольшое увеличение наблюдалось и после объявления частичной мобилизации — искали 15 работников после сентябрьских 2-х.
В основном, предприятие в январе искало специалистов на зарплату от 50 до 100 тысяч рублей. Ведущим инженерам предлагают от 70 тысяч рублей, обычным (электроэнергетикам, проектировщикам ракет и космических аппаратов и другим) — 50-60 тысяч. У инженеров-программистов разброс зарплат больше — от «от 40» до «от 90» тысяч. Самые маленькие зарплаты предлагают слесарям-сантехникам — от 35 тысяч рублей. По данным Спарка, в январе ИСС имени Решетнева также искало сотрудников на зарплату около 20 тысяч рублей — уборщиков, дворника и грузчика.
С чем связано количество вакансий — неясно. По открытым данным, у предприятия немного заказчиков — в основном это государство в лице «Роскосмоса». Большая часть из опубликованных на сайте госзакупок контрактов связана со спутниковой системой «Гонец», головным разработчиком которой и является ИСС. Система используется для передачи информации ГЛОНАСС, связи в удаленных регионах, мониторинга транспорта и других объектов, а также связи «в интересах различных ведомств и министерств».
За 2022 год акционерное общество заключило семь контрактов с «Роскосмосом» на 2,2 млрд рублей. В 2021 году было 10 контрактов на сумму больше 10 млрд, причем один из них, на 300 тысяч рублей — с железногорским советом депутатов, на производство видеороликов.
А вот на не попавшем под санкции железногорском «Горно-химическом комбинате», похоже, все стабильно. На популярных сайтах по поиску работы вакансий там найти не удалось. Спарк сообщает только об одной январской вакансии — главного прибориста завода регенерации топлива с зарплатой в 139 тысяч рублей. В декабре до этого предприятие искало двух работников — инженеров-технологов, а после объявления мобилизации — восьмерых.
До 1995 года комбинат производил оружейный плутоний, но сейчас основная его деятельность — хранение отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и вывод «оборонных» мощностей из эксплуатации. В планах — строительство «сухого» хранилища ОЯТ, запуск производства МОКС-топлива для реакторов на быстрых нейронах и создание опытно-демонстрационного центра по радиохимической переработке.
За 2022 год, по открытым данным, комбинат заключил 22 контракта на 3,7 млрд рублей. В этом году контракт только один — с ФМБА, по хранению документов. Основным заказчиком «ГХК» является «Росатом» — контракты по большей части связаны с работами по выводу из эксплуатации неиспользуемых атомных реакторов. Есть также контракты по утилизации ядерных отходов, мониторингу и лабораторным анализам и другие.
На красноярских оборонных предприятиях существенного кадрового голода нет. Больше всего вакансий опубликовала «Радиосвязь». В декабре их было 21, сейчас уже 61, по данным «Работы России». На одной из популярных площадок по поиску работы удалось найти 34 вакансии. С чем это связано — неизвестно. Среди доступных на госзакупках контрактов производственного предприятия — только два, с войсковой частью, на ремонт оборудования, за 87 тысяч рублей каждый. Мы направили на НПП официальный запрос.
В Центральном конструкторском бюро «Геофизика», где занимаются созданием геофизических приборов и систем автоматизации, в декабре 2022 искали 16 работников, но в январе актуальных вакансий в предприятия нет.
Чем конкретно сейчас занимается ЦКБ, по открытым источникам сказать затруднительно. Информации о контрактах нет с 2019 года.
Наконец, у производителя ракетно-космической техники «Красмаш», который участвует в производстве комплекса «Сармат», удалось найти только одну активную вакансию — машиниста мостового крана. По данным «Работы России», завод публиковал в январе 17 вакансий — на 15 больше, чем в месяц до этого.
Однако в отделе кадров «Красмаша» «ПМ» уточнили, что количество вакансий в декабре и январе у них было примерно одинаковое — в январе они обновляли старые объявления. Какой-то нехватки специалистов на заводе в отделе кадров не фиксируют. Сейчас предприятию требуются работники на низкооплачиваемые должности: оператор-монтажник, маляр и другие с зарплатой в 30-35 тысяч рублей.
По открытым источникам деятельность оборонного предприятия не отслеживается. Из опубликованных контрактов с машиностроением не связан ни один. Это услуги по снабжению паром и кондиционированию воздуха, очистке воды и водоснабжению, водоотведению и даже дополнительному образованию. На этих контрактах за 2022 год завод заработал 37 млн рублей, за 2023 — уже 22 млн.