Posted 2 февраля 2023, 10:50
Published 2 февраля 2023, 10:50
Modified 29 мая 2023, 10:50
Updated 29 мая 2023, 10:50
Красноярцы стали чаще ходить в дискаунтеры. В ритейле корректно называют это «переходом на модель рационального потребления», но связан этот переход, прежде всего, со снижением уровня доходов. «Проспект Мира» выяснил у представителей популярных сетей дискаунтеров, ждать ли масштабных открытий новых точек и действительно ли в «дешевых» магазинах можно сэкономить.
Самые известные красноярские дискаунтеры это «Хороший» (сеть «Командор») и Батон (сеть «Красный Яр», основной владелец — федеральный X5 Retail Group). За последний год количество покупателей в магазинах «Хороший» выросло примерно на 22%, а эксперты X5 отмечают, что дискаунтеры в целом растут быстрее рынка и через пять лет могут достичь порога в 20% от него.
Руководитель коммуникационного центра компании «Командор» Дмитрий Болотов отмечает, что трафик в дискаунтерах увеличивается за счет разных категорий населения. В 2022 году они открыли 53 новых точки, сейчас сеть насчитывает более 235 магазинов такого формата в пяти регионах России, включая Красноярский край.
PR-директор торговых сетей «Красный Яр» и «Батон» Таисия Голубева рассказала, что в прошлом году сеть открыла 21 дискаунтер «Батон». Всего сейчас открыто 169 магазинов под этим брендом. При этом Голубева не может утверждать, что покупателей стало больше только в дискаунтерах и это не коснулось супермаркетов и гипермаркетов — все зависит от запросов людей и удобства расположения.
В «Красном Яре» рост популярности дискаунтеров связывают с переходом населения на «модель рационального потребления», что вызвано, прежде всего, снижением уровня доходов.
В дискаунтерах можно взять некоторые продукты на развес, а значит сэкономить в пользу других вещей.
«Покупатели действительно все чаще ищут магазины, где больше акций и стали заметнее двигаться в своих предпочтениях в сторону более недорогих брендов. "Батоны" — это магазины свежих продуктов на каждый день, а не бакалейный и хозяйственный магазин, с которыми ассоциируется классический дискаунтер. Это магазины, где покупателю предлагается качественный товар за небольшие деньги. Это и является ценностью для покупателя».
В «Командоре» отметили, что покупатель «становится все более рациональным, а его потребление — грамотным». Люди не считают нужным переплачивать, потому что есть много других категорий расходов.
«Покупатель хочет хорошо и качественно питаться, но при этом еще и одеваться, лечиться, учить детей, ездить в отпуск. Наша задача — закрывать все его повседневные потребности и помогать экономить. Дискаунтеры — это магазины для тех, кто умеет считать деньги, правильно ими распоряжаться, вне зависимости от уровня доходов».
В дискаунтерах другой принцип работы коммерческого отдела и ассортимент, отличающийся от «обычных» магазинов, поясняет Голубева. В дискаунтерах известные торговые марки могут появляться и исчезать, при этом вместо них на полке окажется аналогичный товар менее известного бренда. Например, в «Батоне» и «Красном Яре» могут продавать одинаковые виды фруктов и овощей по одной цене, но во втором выбор будет больше.
Цены по пересекающимся позициям одинаковые в гастрономах и дискаунтерах — однако в «Батоне» некоторые продукты продают на развес, они не упакованы и не имеют бренда, поэтому ценник будет ниже. Например, это касается замороженных продуктов — в дискаунтерах смеси ягод, грибов и овощей продают на развес, а в супермаркете — в пакетах определенного бренда.
Кроме того, в дискаунтерах продают товары по фиксированной стоимости, а в супермаркетах действуют скидки. Так, вино в «Батоне» без акции может стоить столько же, сколько по акции в «Красном Яре». При этом во втором магазине разновидностей вина одного бренда будет больше.
В дискаунтерах «Командора» действует похожая система. Такие магазины могут предлагать более низкие цены за счет экономической модели и снижения расходов на рабочие процессы, например, в них не нужно раскладывать продукты по полкам.
Представители обеих торговых сетей отмечают, что открытие дискаунтеров для них — перспективное направление. В 2023 году в «Командоре» планируют открыть 134 новых магазина (129 дискаунтеров и пять супермаркетов). Это будут точки разных форматов и разных торговых площадей, как маленькие «дискаунтеры у дома», так и большие дискаунтеры с расширенным ассортиментом. В «Красном Яре» добавили, что планируют продолжить открывать магазины такого формата в 2023 году, их точное количество пока неизвестно.