Несколько СМИ и проектов проанализировали ситуацию с нашумевшей «ЧВК Редан» — якобы новой субкультурой, вдохновленной аниме, участники которой якобы собираются в торговых центрах по всей России и могут вступать в драки.
Журналисты и эксперты пришли к выводу, что никакой организации «Редан» не существует.
Как пишет «Фонтанка», первой о ситуации с «реданами» высказалась глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. По ее мнению, во внезапной популярности «опасной деструктивной субкультуры» виноваты СМИ и телеграм-каналы, из-за этого она предложила запретить освещать подобные темы.
Корреспондент «Фонтанки» выяснила, что большинство пабликов и телеграм-каналов, которые сейчас используют хайповое название, до конца февраля ни слова не писали о «реданах» и никак не указывали свою к ним принадлежность. Подростки, задержанные в петербургском торговом центре, сказали, что ранее о «субкультуре» тоже ничего не слышали.
По мнению корреспондента издания, в ТЦ разных городов собирались не участники «ЧВК Редан», а обычные подростки, которые из любопытства приходили смотреть на возможные драки неформалов и гопников или на волне хайпа объявляли себя представителями «движения».
«Механика такова. Кто-то вбрасывает в одну из многочисленных групп "имени Редана" написанное от балды сообщение: в такой-то день в таком-то часу "реданы" будут драться с "оффниками" ("спортиками", гостями из ближнего зарубежья, инопланетными захватчиками — нужное подчеркнуть) в таком-то торговом центре.Подростки из разных районов города, которым некуда себя девать, подтягиваются в обозначенный торговый центр в ожидании зрелища. Опять же, интересно поглазеть на всамделишного "редана", потому что их же никто вживую не видал.Дальше события могут развиваться по двум сценариям. Первый: дети собрались, посидели на фуд-корте, ничего не дождались и разбрелись по домам. Второй: кому-то из подтянувшихся в ТРК все-таки очень хочется зрелища, он начинает искать приключения на одно место, задирает других зевак.Результат — невнятные толкания в углу около какого-нибудь аппарата для оплаты парковки, разбитая губа у случайной "жертвы". А там и полиция с ОМОНом подтянутся, и по новостным пабликам побегут сообщения про "двести редановцев", которые бегали в клетчатых штанах по торговому центру и были пойманы полицией».
Издание «Холод» выяснило, что одежда с пауком и цифрой 4, которая стала в СМИ символом субкультуры — вещи локального бренда «Хикикомори кай». Вот что о ситуации с «Реданом» говорит создатель бренда, который пользуется в ВК псевдонимом Джузо Сузуи:
«Редан — это изначально клантэг (название клана — ред.) из аниме "Хантер х Хантер". Вещи с пауком — это коллекция бренда "Хикикомори кай", которая вышла еще в далеком 2020 году и никакого отношения к левым, [блин], правым или нацистам не имеет, это всего лишь вещи.19 февраля до компании в одежде с пауками [докопалась] компания спортсменов просто за внешний вид и первой начала драку. Пацаны в "редане" не затерпели и дали отпор, вследствие чего видео с дракой распространилось и все начали поддерживать компанию пауков, потому что на видео отчетливо видно, что спортики вели себя неадекватно и первыми начали потасовку.Какие-то [идиоты] начали спамить в комменты пасты (цитаты — ред.) с националистической и прочей [ерундой] с призывами их [избить]. Гости из ближнего зарубежья, офники (представители околофутбольной субкультуры) и прочие касты обиделись».
Название «ЧВК Редан», по словам Джузо Сузуи, родилось из локального мема сообщества вокруг его бренда — после объявления мобилизации любители одежды «Хикикомори кай» шутили, что поедут на боевые действия в одежде с пауками.
«Люди просто вместе играли в "Доту" и ходили на концерты, а админ группы продавал трусы с пауком на жопе. Ну какая ЧВК? Это просто ходячий мем», — цитирует «Холод» слова создателя бренда.
Телеграм-канал «Лепра» описал сложившуюся с «реданами» ситуацию как плод медийности и вечного конфликта «отцов и детей» — по сути, «субкультуру» создали СМИ, депутаты и правоохранители, которые обвинили движение «реданов» в деструктивности, начали проверять и высказывать идеи об их запрете, а заодно — о запрете «разрушительной» японской анимации.