Posted 7 апреля 2023,, 03:56

Published 7 апреля 2023,, 03:56

Modified 7 апреля 2023,, 04:10

Updated 7 апреля 2023,, 04:10

Как работает служба психологической поддержки сотрудников РУСАЛа

Как работает служба психологической поддержки сотрудников РУСАЛа

7 апреля 2023, 03:56
Фото: prmira.ru
С лета 2022 года в компании РУСАЛ работает телефонная служба психологической поддержки для сотрудников и их семей.

За это время одних только первичных звонков было около 500, но часто люди перезванивали и продолжали прорабатывать свои проблемы.

«Проспект Мира» пообщался с психологом Еленой Усаковой, которая работает на «горячей линии», и главным врачом РУСАЛ Медцентра Валерием Савельевым о том, кому на предприятиях компании чаще всего требуется поддержка и отличаются ли проблемы металлургов от проблем других людей.

Как рассказал Валерий Савельев, службу психологической поддержки запустили в июне 2022 года. Такая идея возникла после пережитых ковидных годов, когда переболевшие частично теряли когнитивные способности и сложнее адаптировались после болезни. Кроме этого, на общее психологическое состояние людей повлияли общие для страны события и экономические санкции в том числе. 

«Мы стали чётко понимать, что у сотрудников снижается работоспособность. Люди столкнулись с трудностями управления своими эмоциями. Некоторые очень длительно болели, им сложно вернуться и адаптироваться на рабочем месте, они сталкиваются с проблемами, потому что, к сожалению, ковид — это то заболевание, которое крало в своё время именно мышление, память, способность живо мыслить. Этих людей надо было активировать — рассказать им, как бороться с проблемами, как раскрыть себя заново», — говорит Савельев.

Кроме этого, говорит главврач, работники стали сами обращаться к медикам с вопросом, возможно ли им как-то с помощью ресурсов компании получить психологическую поддержку.

Сейчас служба психологической поддержки работает сразу на несколько регионов, где расположены предприятия РУСАЛа, с разными часовыми поясами. При этом, звонки принимают всего два человека — Елена Усакова и ее коллега Юлия Буянова. По словам Елены, с объемами звонков они справляются, если пациент не дозванивается — ему перезванивают.

Психологическая работа осуществляется не только с сотрудниками РУСАЛа, но и с членами их семей.

«Что такое благополучие человека на работе? Он же живет не только работой, он приходит домой, а там могут быть отрицательно заряженные родственники — муж или жена, проблемные дети-подростки, теща или зять, разные ситуации бывают. Поэтому вот в этом конгломерате родственники, конечно, завязаны, поэтому мы и сделали такой всеобъемлющий подход», — отметил Валерий Савельев.

Совсем сложных ситуаций, вроде звонков на грани суицида, рассказала Елена Усакова, пока не было. Несколько раз звонили люди во время панических атак — и психологи помогали им прийти в себя.

«В момент панической атаки очень хорошо действует тепло. Если нельзя принять горячую ванну, то можно хотя бы поместить руки под горячую воду. Потом мы с ним усаживаемся и начинаем дышать. Я считаю — человек дышит: три секунды вдох, пять — задержка дыхания, семь секунд выдох. Это нужно, чтобы человек в панической атаке успокоился, дышал не поверхностно. Но после этого, конечно, нужно обратиться к специалисту — психотерапевту или неврологу».

Часто звонят люди с проблемами в семье или на работе — им кажется, что у них плохие отношения с семьей или коллективом, но после разбора ситуации проблема чаще всего сужается до конкретных людей или единичных конфликтов.

В службе отмечают, что они работают абсолютно конфиденциально и не сообщают никакие данные пациентов руководству РУСАЛа. Более того, сам пациент может не разглашать никакие личные данные, по которым его можно идентифицировать, разговоры не записываются.

Большинство звонящих, говорит Елена Усакова, довольно молодые люди — 30-35 лет. Но бывают и необычные пациенты, которые никогда не были у психолога и звонят просто поделиться своими проблемами.

Елена отмечает, что консультации в среднем длятся по 30-40 минут. За это время психолог помогает пациенту понять его проблему и помочь найти ее решение.

Елена Усакова и Валерий Савельев отмечают, что запрос как общества, так и сотрудников компании на психологическую помощь есть, и в связи с происходящими в стране тревожными событиями только увеличился.
В целом у линии психологической поддержки узнаваемость повысилась, люди стали доверять и стали делиться информацией о том, что проект работает, проект помогает.

Валерий Савельев отметил, что этот проект, как и все социальные и инфраструктурные проекты РУСАЛа в территориях ответственности, нацелен на то, чтобы сделать сотрудников Компании счастливыми и здоровыми. Именно такой человек будет иметь позитивный настрой на работу, созидание, творчество и эффективность.

«РУСАЛ Медицинский Центр» был создан в 2005 году основателем компании Олегом Дерипаской, для объединения и повышения качества медицинских услуг корпоративных поликлиник и медсанчастей компании. Сейчас это 11 филиалов и 7 обособленных подразделений в тех регионах, где работают предприятия РУСАЛа.

Кроме заботы о здоровье сотрудников, РУСАЛ решает и общие проблемы здравоохранения в своих городах. Например, в разгар пандемии компания построила 7 новых медицинских центров в разных регионах страны. Общий бюджет проекта составил 4 млрд рублей. Новые учреждения получили названия «Медицинские центры помощи и спасения». Они построены в рекордно короткие сроки — всего за полгода — и были ориентированы на борьбу с внебольничной пневмонией, осложнением COVID-19.