Внеурочные занятия у всех школьников с 1 по 11 класс и студентов техникумов проводят каждый понедельник на протяжении всего учебного года. Сегодня, 17 апреля, «Разговоры о важном» посвятили «Дню памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками» — в официальных календарях памятных дат этот «день» обнаружить не удалось. На сайте этого проекта опубликованы материалы к уроку.
Судя по ним, целью урока является формирование «представления обучающихся о жертвах среди мирных советских граждан и преступлениях нацистов в годы ВОВ». Предполагается, что это вызовет «эмоциональную реакцию на проявление несправедливости, жестокости, стремления захватить чужие земли для личной выгоды», «сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны».
1-2 классам учителя должны рассказать о «победе нашей страны» в ВОВ, показать фотографии из концлагерей, «лица худых, изможденных детей за колючей проволокой», которые остались «одни без родителей, наедине с фашистами».
Одна из частей урока — сравнение фашистов со зверями и зачитывание стихотворения о том, что «земля омыта слезами детскими».
В конце урока учителям советуют поговорить о том, что «фашисты поднимают головы, снова хотят войны, гибели и горя людей». При этом детям рекомендуют показывать фотографии разрушенных школ Донецка.
10-11 классам учителя, судя по программе, должны рассказать чуть больше об орудиях пыток, детских концлагерях, а также раскрыть понятие слова «геноцид» на примере блокады Ленинграда и концлагерей.
Также детям следует показать видеоролики о детском концлагере «Презрение» в Макеевке под Донецком (был организован во время нацистской оккупации 1942 года — прим. ред.), где «фашисты использовали их [детей] в качестве доноров для раненных солдат», как «биологическое сырье».
Финал уроков также должен завершиться ситуацией в Украине. Детям должны показать ролики о Крыму в 1941–1944 годах, а затем вспомнить про современный Донбасс, «где мы столкнулись с новыми попытками уничтожения мирного населения».
«Проспект Мира» опросил школьников, которые посетили урок про «День памяти о геноциде», что им рассказывали учителя и как они отнеслись к услышанному.
Ученица второго класса одной из школ Центрального района рассказала, что на уроке шла речь про Великую Отечественную войну и пытки детей. Девочка вспомнила, как ей рассказывали о детях, у которых «брали кровь», еще их «кормили гнилой свеклой». Она сказала, что ее и одноклассниц пугали такие рассказы. Про героев ВОВ, по ее словам, на занятии не говорили.
Учащийся десятого класса одной из красноярских школ рассказал, что им на уроке показали несколько видео, в которых говорилось, как во время Второй мировой войны Германия «устраивала геноцид советского населения, мирных жителей и солдат». Контекст был в том, фашисты — «ужасные люди, раз наших убивали». Но при этом никакой связи с Украиной в роликах не было — учитель от себя тоже ничего не добавлял.
Школьник рассказал, что ему видео показались «грустными и патриотичными». По его мнению, «это историческая правда, которую нужно знать».
При этом две одиннадцатиклассницы одного из районов края рассказали, что им показывали ролики про три концлагеря, фашистов, геноцид и про то, как «фашисты мучали детей, забирали у них кровь». Затем в записи цитировали слова девушки, «которая выжила».
Также в одном из видео главный герой говорил, что люди переживают сейчас подобные события — «тоже борются с нацистами». Он высказывался, что «нужно предотвратить геноцид» и упоминал США, которые «сделали на Великой Отечественной много денег». Герой упоминал, по словам девочек, что и сейчас «США снабжают Украину» и «поддерживают» происходящие события.
От собственных оценок урока школьницы воздержались — но отметили, что в целом одноклассники «одним глазом спали» и «не особо слушали».