Posted 4 июля 2023, 08:05

Published 4 июля 2023, 08:05

Modified 4 июля 2023, 08:15

Updated 4 июля 2023, 08:15

Генпрокурора попросили проверить законность передачи трамвайной сети «Мовисте»

4 июля 2023, 08:05

В Красноярске депутат обратился в Генпрокуратуру из-за концессии с «Мовистой»

Депутат красноярского горсовета Роман Крастелев засомневался в законности заключения концессионного соглашения по развитию трамвайной сети, которое мэрия заключила с московской компанией «Мовиста Регионы». Он направит обращение генеральному прокурору РФ с просьбой провести проверку.

Свою позицию депутат озвучил на сессии горсовета 4 июля. По его словам, концессионное соглашение на развитие и обслуживание трамвайной сети города с мэрией является незаконным, потому что в нем есть положения, которые невозможно выполнить.

  • Напомним, что в феврале правительство Красноярского края и администрация города заключили концессионное соглашение с «Мовистой» на развитие трамвайного транспорта в Красноярске.
  • По нему москвичи на 20 лет получат в пользование красноярские трамваи и трамвайную инфраструктуру, а в обмен должны были отремонтировать 16 километров трамвайных путей и построить 30-километровую ветку до Солнечного, реконструировать трамвайное депо и купить 50 двухсекционных низкопольных трамваев. Запустить новые трамваи должны в 2025 году.

Крастелев рассказал «Проспекту Мира», что по соглашению «Мовиста» должна построить новую ветку до Солнечного с района КрасТЭЦ, и рельсы пройдут по частным земельным участкам. Но не все жители согласятся продать землю добровольно. Однако отдать участки принудительно тоже не получится, потому что по закону нельзя объявлять муниципальную нужду на обустройство трамвайных путей, а значит и исполнить концессионное соглашение невозможно.

«Видимо, в администрации города и края не прочитали земельный кодекс. Он не позволяет объявлять муниципальную нужду на обустройство трамвайных путей. При действующем законе исполнить концессионное соглашение невозможно. Из тысячи частных собственников найдется кто-то, кто не продаст добровольно, а выкупить принудительно будет невозможно. Каким образом заключалось соглашение, непонятно».

Роман Крастелев предполагает, что на начальном этапе мэрия выделит деньги на модернизацию действующих путей и исполнит свои обязательства, чего не сможет сделать «Мовиста». По его словам, компания «разведет руками» и скажет, что этого ей не позволяет сделать закон. Он добавил, что большая часть денег, которые «Мовиста» обязана вложить по соглашению, как раз должны пойти на эту самую ветку до Солнечного.

«Возможно, они на это и рассчитывали», — добавил депутат.

Также депутат вспомнил «целый набор» других факторов, которые, по его мнению, говорят о незаконности заключения концессионного соглашения. Среди них уголовное дело против директора московской компании «Мовиста» Александра Советникова. Его обвиняют в даче особо крупной взятки (часть 5 статьи 291 УК РФ), сейчас он находится в СИЗО.

«Сначала прокуратура вносила предостережение, что нельзя заключать соглашение, — заключили. Потом контрольно-счетная палата выявила нарушения, что в таком виде заключать нельзя. Заключили. Потом в отношении руководителя и единственного учредителя в Ярославле возбудили дело. Его поместили в СИЗО по решению суда. Инкриминируют многомиллионные взятки. Плюс обстоятельства по поводу земельного кодекса. Все это ставит крест на проекте, но городские и краевые власти этого не замечают».

Депутат подготовил обращение к генеральному прокурору РФ, чтобы он провел проверку.

  • «Мовисту» периодически связывают с «Трансмашхолдингом», одним из крупнейших производителей трамваев в России. Гендиректор компании Александр Советников в прошлом руководил предприятием «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) — дочерней структурой «РТ-Инвест», которая, в свою очередь, является инвестиционной «дочкой» госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. РТИТС известна как оператор системы «Платон», которая вызывала протесты дальнобойщиков по всей стране.
  • «Мовиста регионы» уже зашла в другие регионы страны. Компания заключила концессионные соглашения в Курске, Липецке, Перми, Ярославле.
  • «ПМ» рассказывал о планах московской «Мовиста Регионы» получить концессию, которая позволила бы компании менять маршруты общественного транспорта Красноярска, и показывал презентацию изменений, которые «Мовиста» предлагала властям.
Подпишитесь