Кристина Идт сообщила, что мраморные плиты с именами фронтовиков стоят возле сельского клуба в деревне Усть-Анжа уже более двух лет. На них перечислены имена усть-анжинцев и жителей из соседнего села Нагорное, откуда эти плиты и перевезли.
В Нагорном же появилась новая книга памяти, но и там перечислены имена ветеранов обоих населенных пунктов. Как отмечала глава Нагорновского сельсовета Елена Николаева, памятник установили по программе поддержки местных инициатив (ППМИ). Эту программу реализуют только на территории административных центров. На Великую Отечественную войну людей забирали из сельсоветов, а в их сельсовет входят и село Нагорное, и деревня Усть-Анжа.
«Плиты установлены на территории деревни Усть-Анжа, потому что жители очень хотели иметь свой уголок, куда б они могли принести цветы на 9 мая», — рассказывала «ПМ» Елена Николаева.
По словам Кристины, «всех все устраивало», и никаких проблем с памятниками в деревне Усть-Анжа не возникало, если бы не история с ее братом.
Все началось с того, что ее брат Константин погиб в Украине 23 марта, его похоронили 7 апреля и посмертно наградили орденом мужества. Друзья самостоятельно изготовили памятную мемориальную доску и хотели установить ее как обелиск в его родной деревне Усть-Анже.
Но районная администрация отказала, ссылаясь на то, что боевые действия продолжаются, и предложила установить мемориальную доску, уже без камня, в фойе местного сельского клуба, так как в деревне нет школы, библиотек и других подходящих для этого мест. С этой проблемой женщина даже обращалась к депутату заксобрания Александру Глискову и интересовалась, можно ли устанавливать обелиски на территории деревни.
По словам Кристины, заведующая сельским клубом выступила против того, чтобы доска висела в клубе.
«Было предложено установить доску внутри здания сельского клуба, но заведующая на общем собрании жителей деревни выступила против. Она заявила: „Как можно будет петь и плясать, когда здесь памятники стоят, а вы еще хотите мемориальную доску повесить. Это клуб, здесь нужно пить“. Начала говорить, что мы здесь устраиваем кладбище. Ладно, если бы это был какой-нибудь заслуженный деятель культуры, а не военный».
После этого доску в память о Константине решили пока не устанавливать, но на этом все не закончилось. Инициативная группа работников сельского клуба предложила вообще убрать памятники фронтовикам Великой Отечественной войны с их территории. Они подготовились, якобы нашли место, куда их можно перенести, скосили там траву. Но обоснование для переноса памятников придумали другое.
По словам Кристины, вместо того чтобы признаться, что им не нравятся памятники, они заявили, будто на них написаны участники Великой Отечественной войны только из соседнего села, а значит не заслуживают того, чтобы стоять в центре их деревни.
Кристина продолжает, что памятники стояли бы еще долгое время, и всех бы все устраивало.
«Это 3-4 человека, работники клуба, изначально говорили, что им вообще эти памятники не нужны. А развели вообще другое. Вы понимаете, что они творят? Просто друзья Константина хотели установить обелиск на территории клуба, дать участок земли 60 на 60 метров. Они переиграли эту тему про памятники. А тема изначально пошла из-за установки обелиска. Друзья думали, мол, на территории уже памятники стоят, значит можно рядом аккуратненько поставить обелиск, организовать к нему дорожку».
После выступления работников сельского клуба в администрации Саянского района сообщили, что на демонтаж памятников нужно выделить дополнительные деньги из бюджета, которых нет.
Кристина отмечает, что работников клуба и это не остановило. Они стали настаивать, что решить проблему можно проще, если самостоятельно построить заборчик и обгородить им могилы в новом месте. Но жители деревни Усть-Анжа их не поддержали, потому что не видели в этом смысла.
«Они сказали: „Что мы, сами не наберем гвоздей? Что мы, не наберем штакетника, чтобы обгородить это все? А что мы, в деревне ничего не соберем?“ Они решили, что мы сами все это сделаем, а сейчас говорят, что во всем виновата администрация».
При этом жители «сохраняют нейтралитет». По словам Кристины, если спросить усть-анжинцев, нужно ли переносить памятники в другое место, они выступят против, потому что не видят смысла что-либо менять.
Плиты памятника шатаются, и Кристина предполагает, что они стали шататься не просто так, потому то их устанавливали прочно, и в основании находятся крепкие болты.