Как пишут в телеграм-канале администрации Кировского района, просто залатать дыры в днище и откачать воду не удалось.
«Сейчас специалисты рассматривают другие технические решения для буксировки затопленной конструкции. А пока мы закрыли доступ к аварийному объекту. Убирать его мы обязательно будем. Именно об этом просят красноярцы», — рассказали в администрации.
Сообщается, что инициатива убрать плавучее кафе от «ТЦ Красноярье» не нашла понимание у собственника. Однако, как рассказали «Проспекту Мира» владельцы кафе, восстановить и открыть павильон мешают сами чиновники.
Кафе-баржа «Гавань» появилось на правобережной набережной в 2010 году. Заведение работало сезонно — с мая по сентябрь. В 2016 году набережную решили благоустроить, и у кафе и начались проблемы.
Владелец кафе и судна — предприниматель Людмила Рогова, сейчас она живёт в Анапе. В 2022 году она назначила на должность управляющей кафе Наталью Кабан, которая и рассказала «Проспекту Мира» об истории вокруг кафе.
«В 2020 году мы не открывались из-за коронавируса, а в 2021 нам прислали уведомление, что администрация города хочет благоустроить набережную. И кафе не вписывается в проект. Мы пытались добиться того, чтобы „Гавань“ включили в проект, но нам отказали».
Договор аренды причала Росимущество отказалось продлевать после письма из мэрии (есть в распоряжении редакции) — при этом предпринимательнице не предложили ни пришвартоваться в другое место, ни реконструировать кафе в соответствии с концепцией благоустройства.
Судя по «плану реконструкции правобережной набережной», на месте кафе хотят обустроить причал для стояночных судов. На это выделили 20 миллионов рублей. «Получается, что на нашем месте может появиться такое же кафе», — рассуждает Наталья.
Наталья Кабан обратилась в прокуратуру Кировского района, но там ей якобы посоветовали «обрезать швартовочные тросы и сдать дебаркадер на металлолом, чтобы не получить сердечный приступ». Однако в Портовом контроле прокурору ответили, что судно пришвартовано по всем правилам в месте, специально для этого предназначенном. Если снять его со швартовки — может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Однако разъяснения не помогли. В августе 2021 года кто-то самовольно спилил швартовочный трос и прикрепил свои тросы к кнехту на правом берегу с помощью железных заклёпок. Как следует из извещения от администрации Кировского района (документ есть в распоряжении редакции), демонтаж могли сделать работники управления дорог и благоустройства.
В итоге, когда уровень воды в Енисее упал, судно не смогли опустить на глубину, оно село на мель и завалилось на один бок.
На этом злоключения баржи не закончились. Зимой 2022 года судно «Водолей-1» (водовозный танкер, принадлежит ОАО «ЕРП») совершило наваливание на «Гавань». По утверждению Натальи, этому есть три свидетеля — рабочие, которые в тот момент разгребали завалы мусора возле кафе. Капитан «Водолея» якобы в этот момент был пьян.
Владельцы обратились в транспортную прокуратуру, где им запретили ремонт баржи до установления всех обстоятельств. По словам Натальи, все экспертизы по делу были затянуты, в результате, когда судно накренилось ещё сильнее, через пробоину, появившуюся после столкновения, хлынула вода.
К слову о мусоре. «Гавань» винят также в том, что на набережной появляется мусор, однако, владельцы говорят, что здесь они ни при чём. По их словам, в этом виноваты рыбаки из соседнего рыбоводческого хозяйства. Оно якобы нарушило ток реки, из-за чего весь мусор, что сбрасывают в воду выше по течению, не выносится Енисеем за пределы города, а прибивается к набережной. В том числе и к «Гавани».
Вносят свою лепту и мародёры. По словам Натальи, любителей поживиться ценностями с полузатопленной баржи ловят почти регулярно. Вернуть некоторые вещи всё же удаётся. Находят их порой в самых неожиданных местах — по ее словам, якобы даже на муниципальных предприятиях.
«Мало того, когда мы в 2022 году пришли убираться в кафе и увидели, что у нас пропала вся мебель. Знаете, где мы её нашли? На складах у Красгорпарка. Мы не понимаем, как так можно».
Из-за неправильной швартовки, изменения уровня воды и заваливания кафе, владельцы не могут получить свободный доступ к судну. Вопрос возврата судна к нормальному положению пытались решить через краевые прокуратуру, администрацию и министерство экологии, но результата это не дало. Более того, в апреле о кафе написали в городских СМИ, в «Гавань» осталась без электричества.
«Сюжеты были очень однобокими. Все спрашивали мнение администрации, но с нами не связывался никто. Кто-то увидел эти новости, где чуть ли не прямым текстом говорится о сносе, и у нас спилили силовой кабель».
Вокруг кафе долгие годы идут суды. В 2016 году краевая прокуратура через суд потребовала закрыть кафе. Участок Енисея, где находится «Гавань» в федеральной собственности, поэтому использовать его можно только на основании договора водопользования. По словам Кабан, этот договор был проплачен до 2025 года.
В 2022 году транспортная прокуратура обратилась в суд Кировского района, с требованием обязать владельца поднять полузатопленное судно за свой счёт. Суд передал дело в Анапу — по месту жительства владелицы. В январе 2023 года в Анапе прошло ещё одно заседание. Суд пришёл к выводу, что полузатопленное судно угрожает экологии Енисея.
«Бездействие ответчика создаёт угрозу безопасности судоходства на реке Енисей. Дальнейшее нахождение судна в затопленном состоянии может оказать негативное воздействие на окружающую среду, а также привести к загрязнению акватории реки Енисей».
Как уточнила Кабан, суды по аренде причала и водопользованию ещё не окончены. Это значит, что договор на аренду ещё действуют, а разрешения на работы они не давали.
«Суд по водопользованию вернул наше заявление в первую инстанцию, в третий красноярский арбитражный апелляционный суд. Заседание назначено на 11 сентября. По причалу мы подали апелляцию в Верховный Суд РФ. Заседание назначено, если я не ошибаюсь, на 11 октября», — рассказывает Наталья.