Posted 14 сентября, 06:14

Published 14 сентября, 06:14

Modified 15 сентября, 09:27

Updated 15 сентября, 09:27

Новый КрАЗ. Показываем, как изменяется завод

Новый КрАЗ. Показываем, как изменяется завод

14 сентября 2023, 06:14
Фото: Русал
КрАЗ — один из крупнейших мировых производителей алюминия. Завод построен еще в советские годы, когда экологические стандарты отличались от современных.

Поэтому одной из главных задач компании РУСАЛ стала экологическая модернизация производства и уменьшение объёма выбросов от предприятия, стоящего в городской черте. Программу обновления завода инициировал основатель компании Олег Дерипаска.

Путь к «зеленому алюминию» на КрАЗе разделили на несколько этапов. Первый начался в 2004-м году. Тогда на предприятии строили и запускали новые газоочистные комплексы, устанавливали автоматизированную систему управления технологическим процессом, внедряли технологию «сухого» анода. За несколько лет выбросы фтористого водорода были сокращены в полтора раза, в 2,7 раза — выброс смолистых веществ, в 2,5 раза снизились выбросы бенз (а)пирена.

Фото: Русал

Второй этап начался в 2009-м году. Тогда на заводе начали внедрять программу «Экологический Содерберг». Разработанная инженерами РУСАЛ технология предполагала внедрение технологии анодной массы со сниженным содержанием полициклических ароматических углеводородов, в том числе бенз (а)пирена. К 2020-му году на новую технологию были переведены 1 954 электролизера. Инвестиции в проект составили 74 миллиона долларов. В результате выбросы фторидов снизились на 75. Если же сравнивать выбросами советского времени, то с 1980-го года они сократились в 4,5 раза.

Апробированную на КрАЗе технологию успешно тиражировали на предприятия в Братске, Новокузнецке, Иркутске. Экологический электролизёр КрАЗа вошёл в сборник лучших доступных технологий для алюминиевой промышленности, зарегистрированный в РосСтандарте.

Следующий этап экологического обновления КрАЗа станет радикальным. Он предполагает буквально снос половины завода и строительство двух новых корпусов, которые по мощности заменят все демонтированные, но при этом будут гораздо экологичнее. По проекту перестройки 50% мощностей предприятия будут работать по технологии обожженных анодов — самой современной на сегодняшний день технологии производства алюминия.

Электролизер РА-550. Создан при активной государственной поддержке. Разработка и исследования осуществлялись на средства, полученные по гранту от федерального Минобрнауки. На создание пилотного проекта получен кредит Фонда Развития Промышленности Минпромторга РФ. РА-550 тестируется на опытном участке с 2016 года и показывает отличные результаты. Все экологические характеристики, заложенные в проект, подтверждаются реальными цифрами.

Сравнение технологии Содерберга с технологией предварительно обожженных анодов

Содерберг:

  • Часть поверхностей электролизера разгерметизирована
  • Основная часть выбросов — через аэрационные фонари
  • Наличие выбросов бенз (а)пирена

Технология с обожженными анодами:

  • Электролизер на 100% герметизирован
  • 99% выбросов проходит через двухступенчатые газоочистные установки
  • Отсутствуют выбросы бенз (а)пирена

Ожидается, что перевод КрАЗа с технологии ЭкоСодерберг на технологию обожженных анодов кардинально снизит выбросы бенз (а)пирена, а также газообразных и твердых фторидов. Общие объемы производства КрАЗ не изменятся. Проект реализуется не для наращивания производственных мощностей, а для снижения экологической нагрузки.

Петр Васильевич Поляков, заслуженный металлург РСФСР, доктор химических наук, профессор Института цветных металлов и материаловедения СФУ:

«Новые ванны с обожженными анодами уже проверены, в свое время я участвовал в их испытаниях. У меня есть сравнительные расчеты этих ванн с теми, что стоят сейчас в Китае, Канаде, Дубае, и могу сказать, что они соответствуют мировому уровню».
Видео: Русал

Проект перестройки КрАЗа уже прошел общественные слушания, получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, сейчас он — в Главгосэкспертизе. До конца года запланировано получение разрешения на строительство и начало стройки нового КрАЗа.